Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

В 100 км от Пянджа

«Московский погранотряд, Тути, в/ч 2033» – с таким адресом на почтовом конверте Константин Полещук почти два года получал письма из дома и от любимой девушки. «Повезло парню, у самой Москвы служит!» В первое время так говорили на селе. Потом задались вопросом: какая может быть граница возле столицы? На самом деле, подразделение, в составе которого находился Константин, дислоцировалось в Афганистане. Пограничная река Пяндж отделяла эту страну от Таджикской ССР, входившей в СССР. События происходили в 1986-1987 годах.

Константин Полещук узнал, что быть ему пограничником, в канун призыва: от райкома ВЛКСМ получил комсомольскую путевку. Далее путь на Дальний Восток, карантин, принятие присяги, учеба. Стал механиком-водителем боевой машины пехоты (БМП). Перед дальнейшей отправкой вчерашних механизаторов полушутя-полусерьёзно спросили: «Пахать границу поедем?» «Поедем», – отвечали. После чего выпускники учебки оказались в аэропорту Владивостока, вылетели в Термез Таджикской ССР, в Московский погранотряд.

Отсюда ночью 90 человек, в основном алтайского призыва, с техникой переправились на барже через Пяндж в Афганистан. 100-километровый марш-бросок, и, наконец, пункт назначения – Тути– маневренная группа Московского погранотряда. Новички – по взводу мотострелков, саперов, минометчиков, хозвзвода – заменили «старожилов».

Задача у маневренной группы оставалась прежней: на окружающей территории не допускать прохода караванов с оружием и проявления активности бандформирований. Шел седьмой год войны. Бывалые офицеры тактику моджахедов знали, выработали свою. При очевидном боестолкновении оценивали ситуацию, при необходимости вызывали подмогу. Это были вертолеты или дополнительные бронетранспортёры со стрелками.

 Константин участвовал в нескольких рейдах. В двух – по захвату каравана с военным снаряжением, в других – посещение мирного населения. Последнее не всегда таковым оказывалось. Как говорится, днём – друг, ночью – враг.

Приходилось сталкиваться и с жестокостью, потерями товарищей. Так, майор, с которым они из карантина приехали в учебку, вернулся в погранотряд и впоследствии подорвался на мине с БТРом. В Афгане все знали: транспортёр и БМП уязвимы для подрыва – уж слишком тонки их днища. Поэтому десант из бойцов размещался не внутри машины, а сверху. В таком случае взрывной волной людей сбрасывало с брони, и выживало больше. Константина и товарищей из его окружения Бог миловал. А ведь через несколько месяцев по прибытии в Афганистан наш земляк принял командирскую БМП. На выполнение боевого задания она двигалась первой. За ней следовали вторая БМП, бронетранспортер с саперами, «бат» с противоминным тралом.

Маневренная группа размещалась на участке пересечённой местности, ограждённом колючей проволокой с сигнальными минами. Внутри были оборудованы места, обвалованные землёй и камнем. В них находились жизненно важные коммуникации, в том числе караульные посты. Имелись блиндажи, оборудованные для кругового наблюдения и обороны. В охранении круглосуточно были задействованы два поста. В каждом – БМП с экипажем: механик-водитель, оператор-наводчик.

Связь осуществлялась по полевому телефону. При развертывании группы по боевой тревоге свои места занимали минометчики, саперы. С автоматом никто не расставался, спали в обнимку.

Ощущение постоянной опасности со временем притуплялось, однако подразделение врасплох застать не удавалось. Строевой подготовкой не занимались, только боевой. Люди, между тем, старались обзавестись маленькими удобствами. В окружении насыпи имелся спортгородок, баня с парной, столовая. Еду готовили свои повара из продуктов, доставляемых из Союза. Питались отменно. Повезло с водой: где-то она была привозной, а на месте их дислокации же бил ключ.

Демобилизовались только через два месяца после издания приказа Министра обороны об увольнении в запас. Командир группы пообещал: «Вертушка придёт, и вы – домой». Вертолеты прилетали, но с другой целью. И вот очередное приземление, и долгожданная команда дежурного: «На сборы и погрузку – 30 минут». Времени хватило попрощаться. До свидания Афган, здравствуй, Союз!

Ребята на автобусе приехали  в Душанбе, на поезде – до Алма-Аты, пересадка, и до Поспелихи. Там находился колхозный автобус – привозил односельчан к поезду. Так Константин без задержек в пути прибыл домой. Ночное возвращение было неожиданным для родных, ведь солдат не предупредил о приезде. Тем радостнее была встреча.

Со Светланой Кузнецовой, которая провожала его в армию, они поженились через полгода. Живут в Павловке. У них две дочери, внук. Трудится Константин Николаевич механизатором ООО «Русское поле».

Просмотров: 43
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();