Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Владимир Михайлюк: «Мы Отчизне служили честно…»

«Внимательно слежу за судьбами своих учеников. Это мой первый выпуск 1980 года. Именно в нем учились Владимир Михайлюк и Людочка Кузнецова. Они уже тогда отличались от большинства ребят. Он, как тогда говорили, слишком правильный и она – исключительной доброты красавица. Судьба не зря объединила их, ибо только такая пара смогла вынести все то, что преподнесла им жизнь. В канун дня Победы я получила коротенькое письмо и статью из московской газеты о Владимире. Хотелось, чтобы ее прочли и наши земляки».

Г. Н. Белицкая.

Общепризнано именовать годы, прошедшие после Великой Отечественной войны, мирными и созидательными. И в самом деле: на территории бывшего Союза и нынешней России не рвались бомбы, не горели от взрывов города и сёла. Возводились новые дома и промышленные гиганты. И, тем не менее…

Стоило лишь глазами пробежать биографию полковника Владимира Михайлюка, как эпитеты «мирные» и «созидательные» вызвали большое сомнение. Не оказалось в его послужном списке такого года, когда бы он не участвовал в разрешении какого-нибудь вооруженного конфликта. Все офицерские должности — от командира взвода до заместителя командира десантной дивизии — прошел в боевых частях и соединениях воздушно-десантных войск.

Владимир Владимирович Михайлюк родился 5 ноября 1962 года на Алтае, в селе Токарево Новичихинского района. Полковник запаса воздушно-десантных войск, ветеран Вооруженных Сил России, военный пенсионер, инвалид войны.

Причастность к Вооруженным Силам началась в 1980-м году, когда его призвали в армию. Срочную службу проходил в Узбекистане, в одной из воинских частей, расположенных на горе Майданак, знаменитой тем, что именно в той местности начиналось развертывание космических войск. Навсегда сохранился в его памяти приезд к ним летчика-космонавта Германа Титова (тоже, кстати, алтайца!), откровенные беседы с ним.

Однако, прослужив год срочной службы, Владимир поступил не в авиационное (что было бы ближе к профилю), а в Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище имени Верховного Совета Узбекской ССР. Его специфика заключалась в том, что оно готовило кадры для ведения боевых действий в южных регионах в условиях горно-пустынной местности. Практически половина выпускников училища сразу уходила в Афганистан, в 40-ю общевойсковую армию. Оно же готовило специалистов для воздушно-десантных войск. По его окончании и началась у лейтенанта Михайлюка та самая жизнь, которую мирной и созидательной никак не назовёшь. Службу начал в 331 парашютно-десантном полку (ПДП) 106 гвардейской воздушно-десантной дивизии (ВДД). Довелось побывать в Москве на ноябрьских парадах на Красной площади – в 1985 и 1986 годах. А это выполнение правительственного задания – по два месяца ежедневных изматывающих тренировок на парадной площадке.

В конце 1986 года в семье Михайлюков рождается первенец, а новоиспеченный папа через несколько месяцев убывает в Афганистан (в 357 парашютно-десантный полк 103 гвардейской воздушно-десантной дивизии) оказывать интернациональную помощь Афганистану.

Возвращался из Кабула на Родину в начале февраля 1989 года в последней полковой колонне, их полк был замыкающим из тех, кто покидал Афганистан и его столицу. До сих пор Владимир Владимирович с горечью вспоминает гибель трех солдат в районе перевала Саланг, где полк понес последние на территории Афганистана потери. Для кого-то это просто эпизод, но у «афганцев» из таких эпизодов складывались ратные будни и постоянная жизнь.

4 января 1990 года вышла директива министра обороны СССР о передаче дивизии из Воздушно-десантных войск в подчинение Комитету государственной безопасности СССР – Пограничные войска. В соединении уже шли приготовления к командировке на новую войну.

Детям Михайлюков словно судьбой предписано от рождения быть на военной службе. 8 января родился второй сын, а 13-го января 103-ю воздушно-десантную дивизию, в которой служил Владимир, подняли по тревоге. Приказ – лететь в Баку, наводить порядок. Отец успел только привезти в семью пополнение из роддома, а вечером – в ИЛ-76 и через несколько часов полета приземлился в аэропорту республиканской столицы. Затем из Баку своим ходом дивизия убыла в зону ответственности Пришибского погранотряда. Перевалив бронеколонной горную гряду, десантники увидели практически полностью разрушенную и разворованную линию пограничных заграждений. В грязи валялись деревянные столбы вперемежку с огромными мотками и обрывками колючей проволоки; неподалеку застыли брошенные владельцами легковые и грузовые автомобили, часть из которых уже была посечена автоматными или пулеметными очередями…

После их прибытия больше всех пострадал бизнес контрабандистов, а в их ряды можно было смело записывать каждого второго жителя по обеим сторонам границы. Было разрушено порядка 300 километров пограничных сооружений, и дивизию раскидали по всему этому участку. На каждой погранзаставе стояла парашютно-десантная рота, на охрану госграницы в наряды уходили смешанные группы десантников с пограничниками. Жить проходилось постоянно в состоянии напряженной неопределенности, постоянных тревог, ожидания нападения экстремистов и захвата заложников. На заставах не расставались с автоматами: в любой момент могли нагрянуть нежданные и нежеланные «гости».

В общей сложности десантники задержали при попытке нелегально переправить через границу денег, золота, других ценностей, а также алкоголя и наркотиков на сумму свыше трех миллиардов еще тех, советских рублей.

Только в конце апреля полк вернулся в пункт постоянной дислокации.

Август 1991-го – ГКЧП, охрана ЦК различных союзных республик, ночи, проведенные на аэродромах в ожидании внезапно возникавших задач. В сентябре 1991 года 103 воздушно-десантная дивизия вернулась в состав Воздушно-десантных войск. Почти год и девять месяцев она выполняла свой воинский долг на территории гибнувшего Советского Союза под знаменами КГБ СССР. Но об этом периоде жизни десантников отечественные СМИ не писали…

В мае 1992 года в ходе дележа Вооруженных Сил вновь образовавшимися государствами 103 дивизия в полном составе отошла к Беларуси, и командование сразу предложило всем принять присягу на верность новому государству. Это привело к уходу 90 процентов офицеров дивизии.

Владимир Михайлюк получил назначение в 76 гвардейскую воздушно-десантную дивизию, дислоцировавшуюся в Пскове, а семья еще в течение двух с половиной лет жила в Белоруссии, пока ее глава в 1992 году участвовал в разрешении осетино-грузинского конфликта в Цхинвале и осетино-ингушского во Владикавказе. В 1993-1994 годах в составе международных сил ООН участвовал в операциях по разведению противоборствующих сторон в бывшей Югославии на территориях Сербской Краины, а так же Боснии и Герцеговины в Сараево. Ему довелось быть участником того знаменитого марш-броска, который ошеломил американцев, приготовившихся было бомбить позиции боснийских сербов. В обстановке строжайшей секретности российские десантники по приказу Российского правительства в течение суток совершили 600-километровый марш, неожиданно для всех вошли в Сараево и взяли под охрану сербские территории. Перевез семью в Псков только в декабре 1994 перед первой Чеченской войной.

Подробности войн Владимир Владимирович вспоминать не стал: времени, говорит, прошло слишком мало, а у нас ведь и сейчас не поймешь, где правда, а где ложь. Скажу одно: поставленные задачи мы выполнили, честно служили Родине и защищали мирных граждан.

По словам супруги Владимира Владимировича о первой войне в Чечне, весь Псков замирал, когда над городом делал круг ИЛ-76. Все знали, что это ЧЕРНЫЙ ТЮЛЬПАН. Кого он привез, в чей дом придет горе? Ведь в Чечне были десантники всё той же 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и отдельной бригады специального назначения ГРУ.

Только из 76 дивизии в период с декабря 1994 по май 1995 погибло 39 офицеров и один прапорщик. Гробы с их телами везли в Псков. Погибших солдат сразу развозили по домам, а если бы ещё и их…

Для одного города это было бы излишне много. Сам Владимир при установлении конституционного порядка на территории Чеченской Республики в 1995 году получил ранение и контузию.

В мае 1995 года для него закончилась первая Чеченская война, а в ноябре 1995 года Михайлюка уже откомандировывают в Иваново, где на базе 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии началось формирование отдельной воздушно-десантной бригады для отправки в Боснию и Герцеговину. Будучи заместителем командира данного соединения, он занимался созданием, боевым слаживанием и вводом в строй этой бригады. 6 января 1996 года она была сформирована и к концу января переброшена комбинированным способом – по воздуху и железной дороге – к месту выполнения поставленных перед ней задач. Штаб бригады и спецподразделения находились в Угливике, а батальоны – по своим зонам ответственности. Как это бывает на войне, было все: и много работы, и бессонные ночи, и потери людей и техники.

В феврале 1997 года он вернулся домой. Около полугода исполнял обязанности командира 237 парашютно-десантного полка, но в 1998 году полк кадрируют, а Владимира Михайлюка отправляют в Абхазию в 10 отдельный парашютно-десантный полк, выполняющий боевые задачи в Гальском районе и Кадорском ущелье.

Весной 1999 года НАТО приступило к бомбёжкам Югославии, готовился ввод войск в Косово. К Владимиру в Абхазию приезжает семья, а он улетает в Тулу для формирования бригады в Косово. Жене и маленьким детям ничего не оставалось делать, как возвращаться в Псков.

Из Косова в марте 2000г. Владимир Михайлюк напрямую уехал в Новороссийск на должность заместителя командира 7 воздушно-десантной дивизии по вооружению, один из парашютно-десантных полков и спецподразделения которой постоянно находились в Чеченской Республике,  а затем (в 2002 году) в Москву. И был год жизни в служебном кабинете и комнате отдыха с нерегулярными поездками в Псков, пока не получил служебное жильё.

Поступил заочно в Общевойсковую академию, в 2006 году должен был окончить ее, но в связи с ухудшением здоровья из-за военной травмы за полгода до окончания уволился в запас с должности командира войсковой части 14176.

В период прохождения службы был награжден государственными наградами: орденом «Красная Звезда», орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, орденом «За личное Мужество», орденом «За военные заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени и другими наградами МО СССР, КГБ СССР, МО РФ, а также других государств и международных организаций.

По стопам отца пошли и сыновья полковника Владимира Михайлюка. Старший, Антон, закончил Рязанское высшее военное десантное командное училище имени В. Ф. Маргелова, уже старший лейтенант и проходит службу в войсках. Младший сын, Евгений, – курсант этого же училища.

Начало военной семейной династии положено!

Просмотров: 2 373
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();