Война принесла много бед и страданий. Внезапным горем ворвалась она в каждый дом. Мужчины ушли защищать свое Отечество, в тылу остались старики, женщины и дети. Подростки трудились наравне с взрослыми. У них не было той беззаботной юности, о которой они мечтали…
Сегодня я хочу рассказать о судьбе нашей землячки, чья юность была опалена войной.
Александра Васильевна Аксенова родилась в Тюменской области 20 февраля 1928 года в многодетной семье. Отец возил почту, мать занималась работой по дому. Саша, как самая старшая, нянчилась с сестрами и младшим братом. В доме всегда было в достатке продуктов – держали корову и овец. Отец после работы катал валенки, что приносило дополнительный доход семье.
В 1941 году началась война, отца забрали на фронт, мать к тому времени сильно болела, и все заботы легли на хрупкие плечи тринадцатилетней девочки Шуры. В то нелегкое время женщинам и детям приходилось выполнять всю мужскую работу самим. Целыми днями трудились на колхозных полях, техники не хватало, что еще больше усугубляло положение, пахали и боронили на лошадях.
Во посевную и уборочную страду домой отпускали только в баню. Девчата в полях делали нехитрые конструкции – балаганы. Для этого сгибали прутья, покрывали их самоткаными полотнами и соломой, где ночевали по трое человек. Питались тут же на месте, женщины старались свою краюшку хлеба отнести маленьким детям, которые оставались дома. Осенью за каждый отработанный трудодень выдавали по 200 г пшеницы.
Старики и детвора были незаменимыми помощниками по дому. Садили картофель, не только для себя, но и для фронта – по три сотки. Существовал план сдачи для тех, у кого было хозяйство, требовалось от каждого двора по 40 кг мяса и 300 л молока. Баба Шура тоже вносила свою лепту – вязала носки и рукавицы. Чтобы было удобно держать автомат, варежки солдатам отправляли на войну необычные, с раструбами для трех пальцев.
Зимой Шура на быках возила воду колхозному скоту. Вручную ведром наливала ее из проруби в пятисотлитровую емкость. Таких рейсов набиралось несколько за день, к вечеру сильно болели руки, порой из-за ломоты в них с трудом удавалось заснуть.
В 1944 году с фронта пришла похоронка – убили отца. Эта боль засела глубоко в душе, не хотелось верить, что не стало родного человека. Но пришлось смириться с утратой, нужно было заботиться о младших сестрах и больной матери. Александру Васильевну от колхоза отправили работать на почту. В четыре часа утра она запрягала лошадей и везла письма в соседний район за 80 км. Возвращалась домой уже к вечеру с посылками и газетой.
День победы Шура встретила, пожалуй, как и все, со слезами на глазах. Это были слезы и радости, и боли за тех, кто не вернулся.
В 1948 году по комсомольской путевке Александра поехала в Москву на стройку вместе с другими своими односельчанами, в составе шестидесяти человек. Не унывали, работали дружно и с песнями. Жили в общежитии, а по субботам мылись в городской бане. Александра Васильевна, с детства привыкшая к труду, здесь часто за переработку плана получала стахановские обеды – двойную порцию на день.
В день Победы обязательно ходила на парад. Этот праздник в душе пробуждал разные чувства. Вспоминала погибшего отца, нелегкую военную юность – накатывались слезы. Лишь канонады фейерверков вызывали улыбку на лице, радость за освобождение нашей родины.
В Москве проработала три года и вновь вернулась в родную область, только уже в тайгу, на лесоповал. Ручной пилой пилила деревья, расчищала территорию, сжигала сучки. На лошадях подвозила к станции рубстойки – бревна небольшого диаметра, длиной по два метра. За несколько рейсов выходило по 10-15 кубометров. На работу ходили пешком, по прочищенной просеке. В сильный ветер не работали, во избежание несчастных случаев. Жили на съемной квартире у бабушек.
В двадцать девять лет Александра Васильевна устроилась на работу в дорожно-строительный трест, где раскидывала щебень. Там-то, в Тюмени, она и познакомилась со своим будущим мужем, солдатом Алексеем Аксеновым.
В 1957 году молодая семья переехала на Алтай. Устроились работать в колхоз «Россия». Александра Васильевна вначале была подменной дояркой, а уже через два месяца ей дали основную группу, состоящую из пятнадцати голов. Доили руками в ведра, вплоть до 1961 года. С появлением доильных аппаратов, несмотря на то, что группы увеличились до 25 голов, труд женщин стал легче.
А. В. Аксенова, имея тридцатилетний стаж в хозяйстве, неоднократно получала почетные грамоты от правления колхоза за высокие производственные показатели. Была награждена медалями «Ветерана труда», а также как мать, родившая и воспитавшая пятеро детей.
С мужем, Алексеем Григорьевичем, дожили до золотой свадьбы, но два года назад его забрала тяжелая мучительная болезнь. Теперь, когда Александра Васильевна смотрит на взрослых внуков, на душе становится светло и спокойно. Она знает, что не зря выстояла все трудности, данные ей судьбой.