Три года назад о событиях и личном участии в боевых действиях на территории Афганистана А. Ф. Сундеев из с. Мельниково в материале нашего корреспондента С. А. Бутенко рассказывал подробно читателям газеты. Мы попросили Александра Федоровича еще раз коротко, не вдаваясь в подробности, пройти путь от дома до места службы в те памятные годы.
– Путь тоже был недлинным. В боевой обстановке все происходит скоротечно, день, месяц армейской службы лишь в мирное время для солдата тянется долго. А там – все в экстриме и с опасностью для жизни. Напряжение испытываешь до первой стычки с басмачами. Даже ранения, которые я пережил, кажутся мелочью. Главное, в сознании всегда – остался жив! Без потерь не обходилась не одна войсковая, взводная операция.
25 декабря 1979 года ограниченный контингент Вооруженных сил СССР пересек границу с Афганистаном. И в этот же день мне вручили повестку из вонкомата. Явился в полк ВДВ в Алма-Ате, к которому я был приписан. Рост и телосложение позволяли мне служить в десантных войсках. Военную технику и 150 человек личного состава погрузили на платформы и в вагоны, а 31 декабря мы прибыли в Кушку (Туркмения), здесь же выдали автоматы и боезапас. Новый год удалось встретить в Союзе.
1 января 1980 года на бронетехнике через понтонный мост наше подразделение в составе 40-й армии (командующий генерал-лейтенант Ю. В. Тухоринов) вступило на сопредельную территорию. Конечно же, по просьбе правительства ДРА. Предполагался маршрут следования Кушка – Герат – Кандагар. Но местом дислокации стал Файзобад. Начались реальная служба, боевые действия, я увидел настоящее лицо войны… Было мне всего 25 лет.
Командиром роты был Трифонов, тоже алмаатинец. Солдаты уважали офицера за заботу о них. Кормили хорошо, а вот быт был организован не на высоте. Война. Первые призывы в войска, в основном, были из состоящих в запасе. Таковых ушло на войну более 50 тысяч человек (офицеры, сержанты, солдаты). Домой я возвратился в 1980 году. Вот и все!