Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

В горячей точке

Более одного года С. Н. Чумычкин находится на пенсии по выслуге лет. Сейчас у него семья, любимая жена Елена и дочь Машенька. А еще не так давно, пять лет назад, на его глазах развивались страшные события, происходившие на территории Северного Кавказа.

Сергей Николаевич родился в Семипалатинске в 1975 году. Через год родители переехали в Новичиху. Здесь он закончил школу. В этом же году парня призвали в ряды российской армии. Попал служить в пограничные войска на Сахалине. Был проводником служебных собак. Два раза приходилось задерживать китайцев на границе. Иностранцы пытались перебросить товар нелегальным путем. «Интересные они. Сами маленькие, в двух руках большие вещевые сумки, да еще третья за плечами. Но бегут с таким грузом резво. Вот только собак боятся, сразу останавливаются», – вспоминает Сергей.

В 1994 году приехал домой в отпуск. Родные посоветовали продолжить военную службу. Долго раздумывать не стал, заключил контракт, который отбыл на таджикско-афганской границе.

Через два года поступил работать в патрульно-постовую службу в милиции на Сахалине. Но спустя какое-то время узнал, что требуются кинологи. Обладая опытом, приобретенным в армии, Сергей перешел в уголовный розыск.

Когда пришла разнарядка для обеспечения общественной безопасности населения на Кавказе, отправился в Дагестан. Затем на его пути был Дарго (на границе с Дагестаном), Северная Осетия. В общей сложности в этом регионе он отслужил три с половиной года.

Предшествующая подготовка с психологом пришлась кстати. Своеобразный подход к людям, проживающим на территории военных действий, знакомство с национальными обычаями помогло в общении с местным населением. «Каждый, кто находится в ауле, считается гостем. Но стоит выйти за его пределы, тебе в спину мог выстрелить любой пацан. С этим ничего не поделаешь. Люди относились к нам как к оккупантам, поначалу были враждебно настроены. Только потом они сменили свое отношение к русским. Быть в напряжении, каждую минуту ждать известие о смерти близких нелегко. Любому человеку хочется спокойно жить в мирное время. Терпение иссякает у всех, им тоже такая ситуация попросту надоела», – вспоминает С. Н. Чумычкин.

Сергей и его сослуживцы жили в брезентовых палатках. В каждой размещалось по 24 человека. Мылись тоже под накрытым в несколько слоев брезентом. Варили обед каждый по очереди. Это уже в Северной Осетии удалось нанять повара – местную женщину.

Было даже, что в  2008 году пункт временной дислокации располагался в разрушенном помещении бывшего завода. Чтобы согреться, поставили там печь, двери, застеклили окна.

Служба проходила в сложных климатических условиях. «В горах происходят резкие перепады температур. Днем жара поднимается до пятидесяти градусов, а ночью термометр показывает всего десять градусов. От чего часто слышался треск камней. Когда не знали, что это такое, было очень страшно. Казалось, попали в окружение под обстрел. Запустили световые ракеты. Уже потом нам сообщили о таком интересном явлении», – рассказывает бывший боец.

Во время службы в Дагестане Сергей получил контузию. Вертолет подвергся обстрелу. Пришлось проводить вынужденную посадку, где экипаж из двенадцати человек получил ранения. Тогда по телевидению сообщили об этом случае. Родственники С. Н. Чумычкина отчаялись, среди погибших прозвучала его фамилия. Родители уже не мечтали увидеть сына в живых. Все обошлось. О том событии сейчас напоминают оставшиеся шрамы на лице Сергея.

Его жизнь неоднократно подвергалась опасности. Во время сопровождения на колонны с продуктами и боеприпасами нередко нападали вооруженные боевики. Чтобы таких столкновений было как можно меньше, за день вперед проводилась разведка. Часто Сергей с товарищами находили так называемые «лежки» противников, которые обезвреживались. «Впереди колонны всегда двигалась мощнейшая машина БТР, а уже за ней грузовики с продовольствием и бойцами, но это не останавливало боевиков. Они владеют любым видом оружия, могут изготовить фугас из использованного артиллерийского снаряда. Надо признаться, имеют неплохие навыки ведения контактного боя, снайперской и минно-диверсионной войны», ­– говорит Сергей.

Он вспоминает случай, произошедший в Северной Осетии с его другом А. Горевым. Во время движения колонны грузовик подорвался на фугасе. Заднюю часть машины разорвало. Александр не растерялся. Он сумел вывести автомобиль из-под обстрела и остаться в живых. Позднее его наградили орденом Мужества третьей степени.

Вернувшись с Кавказа, Сергей долго не мог привыкнуть к тому, что нигде ничего не взрывается, и нет постоянной угрозы для жизни. За время службы по контракту С. Н. Чумычкин получил много наград. Это медали «За участие в контртеррористических операциях на Кавказе», «За воинскую доблесть», «За укрепление боевого содружества» и другие.

Просмотров: 63
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();