Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Так оборвалась жизнь Шуры…

А. Куличкова. Довоенное фотоИз Москвы 28 апреля пришло электронное письмо от Елены Дорошкевич, внучатой племянницы погибшей от рук фашистов партизанки Александры Куличковой, о которой в 2014 году была публикация в «Сельчанке». Напомним, что семья Куличковых некоторое время проживала в бывшем посёлке Московский нашего района.
Героическая девушка погибла в Крыму, на украинской до недавнего времени территории, воссоединившейся по воле народа с Россией.
Ниже публикуем письмо Е. Дорошкевич с некоторыми дополнениями о судьбе Александры и её семьи.
«Добрый день, уважаемая редакция «Сельчанки»!
Меня зовут Елена Дорошкевич. Родилась и живу в Москве. Каждый год, накануне праздника Победы, многие люди, и я в том числе, пытаются найти сведения о погибших или пропавших без вести родственниках.
В местной газете «Сельчанка» Новичихинского района от 15 мая 2014 г. была опубликована статья «Партизанка из поселка Московский» о Куличковой Александре Степановне. Это моя двоюродная бабушка по материнской линии и родная сестра моей родной бабушки Басмановой (Куличковой) Анны Степановны.
Я никогда её не видела, но в детстве много слышала о ней от своей родной бабушки. Пыталась сама узнать какую-нибудь дополнительную информацию через открытые источники. На сайте «Мемориал» сведений о ней нет, и я нашла упоминание о родственнице года три назад в Книге памяти партизан Крыма. Благодаря вам Шура навсегда записана в ряды «Бессмертного полка». Низкий поклон вам и всем тем, кто сохранил о ней светлую память. Поверьте, для меня и моих близких это очень важно, важна каждая деталь, любая мелочь, любое воспоминание о Шуре.
Я сохранила и берегу несколько довоенных фотографий девушки, подписанных ею лично на память родным. Одну отсканированную фотографию высылаю вам. На оборотной стороне этой фотографии написано ею: «На долгую память дорогим родным. Может, увидеться не придется, то возьмете фото и посмотрите. 27 декабря 1940 г. Шура».
Написать вам решила потому, что о ней действительно немного информации, но мне есть что добавить, и я хочу, чтобы об этом знали и другие, сохранили память о ней.
Моя бабушка и её родная сестра и сестра Шуры – Козаченко (Куличкова) Любовь Степановна рассказывали, как она погибла. При жизни Любовь Степановна не раз ездила на место гибели Шуры в село Орлиное, разговаривала с очевидцами тех страшных событий. Бабушка рассказывала, что Шура была очень скромным, жизнерадостным и в то же время серьезным человеком. На её лице всегда была улыбка. У Шуры были очень длинные густые волосы. В молодости она даже брала ножницы и выстригала себе отдельные пряди, чтобы их легче было расчесывать.
…Когда Шуру схватили фашисты, они решили устроить показательную казнь. Согнали всех жителей села на площадь. Шуру везли на телеге, запряженной лошадью, истерзанную фашистами, раздетую догола, и чтобы хоть как-то прикрыть свою наготу, она распустила свои длинные волосы и укрылась ими. Одна пожилая женщина – жительница села, не выдержав этого зрелища, сняла с себя шаль и бросила ей, чтобы девушка прикрылась. Её схватили фашисты и хотели расстрелять, но потом отпустили. Шуру расстреляли и сбросили со скалы. Так оборвалась жизнь молодой прекрасной девушки, которой было всего 23 года. После гибели Шуры немцы хотели расстрелять всю её семью: родителей, младшую сестру – Любовь Степановну. Та потом не раз вспоминала, как их уже вели на расстрел, но спас местный житель-татарин, которому удалось вывезти всю семью из-под расстрела и спасти им жизнь. В 1995 году мне удалось побывать на братской могиле в селе Орлиное (Байдары), где среди партизан Балаклавского партизанского отряда значится имя Куличковой Александры Степановны.
Еще хочу добавить, что родители Шуры действительно были из Рязанской области из села Делехово. Возможно, и сама Шура родилась именно там. Знаю, что семья уехала из с. Московское Алтайского края в 1930 году. Моя мать родилась именно там 09.11.1930 г., а потом, по рассказам родных, часть семьи вернулась в Москву, а часть переехала в Крым.
Одновременно с Шурой ушли на фронт её два брата – Иван, Николай и сестра Мария. Никто из них не вернулся домой. Числятся без вести пропавшими: Куличков Николай – в ноябре 1941 г., Куличков Иван — в марте 1945 г., Куличкова Мария — в июне 1944 г. Призывались на фронт Балаклавским и Ялтинским РВК Крымской АССР. Вот такая история получилась…
Благодарю за внимание и поздравляю вас с Великим праздником Победы!
С уважением, Елена Дорошкевич.»

Просмотров: 47
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();