Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

«Пишу, как чувствую душою»

Повседневная суета не давала мне длительное время встретиться с Н. Г. Сычевой, хотя мы живем в одном селе, долгие годы знакомы, еще по прежней работе Надежды Григорьевны в районной детской библиотеке. Но этот добрый человек никогда не терял связи с сотрудниками «Сельчанки». Будучи на заслуженном отдыхе, не обособилась, продолжала писать и звонить в редакцию, высказывая свое мнение по многим проблемам. Землячка присылала нам и свои стихи, в которых ее переживания, воспоминания о прожитом.

В один из последних октябрьских дней я, наконец, побывала в гостях у Н. Г. Сычевой. За неспешной беседой, чтением стихов, просмотром семейных альбомов и других реликвий, в том числе Почетных грамот, благодарственных писем, незаметно пролетело два с половиной часа.

Улица, улица родная

Вся жизнь ветерана прошла в Новичихе. О малой родине самодеятельным автором написано немало строк:

«Здесь закаты и рассветы я встречаю,

Босиком по утренней росе хожу.

В голубое небо, радуясь, гляжу.

Здесь луга, озера, лес,

В нем много радости, чудес.

Любуюсь красотой ночных небес…»

Все воспоминания Надежды Григорьевны связаны с одним микрорайоном, который у нас называют «Сельхозтехника». Родилась она 12 декабря 1936 года на улице МТС, которая сейчас называется Народной, а потом, выйдя замуж, поселилась на улице Пушкина, где проживает и по сей день.

Детство девочки прошло в пятистеннике, размером 3/4. Надя была самой старшей, а брат Вася появился на свет в 1941году. Вскоре после начала Великой Отечественной войны отца, Григория Романовича Линника, призвали на фронт, а в 1943-м пришла на него похоронка.  Так и не довелось ребятишкам почувствовать больше теплых отцовских рук, заботы о себе. Не передать словами, сколько довелось им вынести вместе с мамой, Анной Егоровной. Голод, холод, непосильную работу – все это как-то удалось преодолеть. Рядом с ними также перебивались соседи и другие односельчане. Как вспоминает Надежда Григорьевна, досыта хлеба наелись только в 1954 году.

Для девочки, так рано лишенной отца, никого не было ближе мамы.

Не случайно, став взрослой, Надежда посвятила ей  ни одно стихотворение.

«По дорожке деревенской,

До глубины знакомой и родной,

В дом родительский, радуясь, бегу.

Оставляя следы в нехоженом снегу.

Качаясь ветерком,

Стоит замерзшая рябина

Под маминым окном.

Где еще найдешь душе покоя –

Да лишь под маминым крылом».

Чуть подросшая помощница старалась и по дому хозяйничать, и с домашним скотом управляться, и за огородом ухаживать. После попытки Анны Егоровны устроить свою женскую судьбу, в 1949 году родилась Люба. Наде пришлось на время оставить школу (училась она тогда в 5 классе) и нянчиться с сестренкой, ведь маме необходимо было ходить на работу, чтобы прокормить детей. Только тогда, когда малышка подросла, жадная до знаний Надюшка продолжила свою учебу. А когда старшая сестра создала свою семью, Люба с шести лет и до замужества проживала с ней.

После 8 класса,  Надя, устроившись подрабатывать, перешла в вечернюю школу, где и закончила одиннадцатилетку.

От судьбы не уйдешь

Юность Надежды пришлась на 60-е годы. В далекий мартовский денек 1954 года в Новичиху прибыли первые целинники. А до этого по просьбе матери знакомый устроил работать семнадцатилетнюю девчушку в буфет столовой райцентра. Так что она наравне с другими встречала, кормила горячим обедом продрогших молодых людей, которые, не зная сурового сибирского климата, отправились в путь в демисезонных пальто и туфлях.

Среди приехавших покорять степные просторы находился и Н. Д. Сычев. Николай был родом из Калужской области, повзрослев, он отправился на работу в Москву. А когда началось освоение целины, не остался в стороне от нового и неизведанного. Сначала он взял комсомольскую путевку в Казахстан, а буквально за час до отправки поезда прибежал в райком комсомола и поменял ее на Алтай. Оказалось, это судьба заставила принять парня такое скоропалительное решение.

Когда он переступил порог новичихинской столовой, из десятка лиц выделил светловолосую девушку, которая показалась москвичу знакомой, бесконечно родной. Не откладывая знакомство на потом, Николай подошел к девушке, попросил похранить у себя деньги, предназначенные на оплату питания. Вскоре пошел провожать понравившуюся селянку. По дороге выяснилось, что целинник встал на квартиру по соседству. Мама, узнав об ухажере, строжилась и запрещала встречаться, говорила: «Ты еще неразумная девчонка, а он взрослый мужчина, который погуляет с тобой и бросит» (Н. Д. Сычеву тогда было уже 26 лет).

Не собираясь отступать, приезжий побывал в доме у Линник, объяснился с матерью, и влюбленные стали жить вместе. Когда Надежде исполнилось семнадцать лет,  молодая пара зарегистрировала свой брак.

Чем покорил юную особу москвич? Своей надежностью, рано лишенная отцовской опеки, она потянулась к серьезному парню, не бросающему слова на ветер. Ни разу в жизни Надежда не пожалела о своем выборе.

Календарь листал страницу за страницей, в семье подрастали две дочки – Люда и Марина и один сыночек –  Саша.  Николай Дмитриевич по приезду трудился прицепщиком на тракторах, а потом сел за руль автомобиля. Супругу он называл «ромашкой» и с рейсов всегда старался привезти букетик полевых цветов – знал, что это романтическую натуру жены бесконечно порадует.

Надежда научила сурового с виду человека видеть прекрасное вокруг. Бывало, супруг, возвратившись с поездки, делился впечатлениями: « Еду по дороге, а вокруг бесконечное пшеничное поле, ветерок колышет его и обдувает меня в кабине своим свежим дыханием. Красота, да и только…»

Тяжелая болезнь супруга разлучила их навсегда –  глава семьи умер в возрасте 56 лет.  Старшие дети уже стали самостоятельными, а младшенькая Марина училась тогда в восьмом классе.  Мир померк вокруг, но нужно было жить ради детей. Даже оставшись без мужа, Н. Г. Сычева еще шесть лет держала большое хозяйство, чтобы на подворье да еще на любимой работе отвлекаться от жестокой реальности.

Надежда Григорьевна вспоминала и до сих пор вспоминает его руки, улыбку, их совместные повседневные заботы.

«Не могу забыть голубизну

Твоих небесных глаз.

Не слышу твой нежный голос.

Теперь сказал бы ты:

«Милая, какой седой,

Как лунь, твой волос!»

 «Люблю детей и книги»

С детства Надежда уважительно относилась ко всякого рода творчеству. Могла под скудное освещение допоздна засиживаться с любимой книжкой. Из поэтов больше уважала Марину Цветаеву, Анну Ахматову, Владимира Маяковского, который привлекал ее прямолинейностью, резкостью своих суждений. Впрочем, и стихи других поэтов не пропускала. Поэтому, когда пришло время поступать учиться дальше по заочной форме, без колебания остановилась на Барнаульском культпросветучилище. Сначала выбрала специализацию «клубное дело», но потом попросила перевести на библиотечное отделение. Здесь свою роль сыграли детские воспоминания о школьной библиотеке. Еще ребенком она все удивлялась, как ловко библиотекарь Е. П. Митько находит на стеллажах нужную книгу.

Но сначала Н. Г. Сычева попала в другую, хотя и близкую сферу деятельности. С 1960 по 1965 годы она трудилась заведующей клубом Сельхозтехники, который тогда относился к сельсовету. Жизнь под его крышей бурлила. Здесь организовали свой инструментальный ансамбль, где на скрипке играл Г. П. Фишер, на балалайке – К. К. Дейс и В. И. Курцев, на баяне – А. И. Крахмаль. А хор, в котором состояли супруги Вахрамеевы, Чалых, Васильковы, Крахмаль, Добрелины и другие гремел на всю округу. Не случайно впоследствии его костяк вошел в народный хор «Горенка» РДК.

Помещение клуба никогда не пустовало, здесь демонстрировали кино, проводили танцы, работали кружки. Н. Г. Сычева, конечно, была в гуще дел: репетировала, готовила костюмы, выпускала «Боевые листки» с сатирическими куплетами. Клубная работа дала ей многое в плане творчества. К сожалению, потом очаг культуры закрыли, и женщина осталась не у дел.

В 1967 году, после того как в штате районной библиотеке прибавилась еще одна единица, Надежду Григорьевну пригласили в храм книг, так  и задержалась там, на целых 36 лет. Вместе с Е. Н. Шевченко, Л. В. Васильковой, В. С. Зозуля, Н. П. Кормильченко, С. С. Шаповаловой, М. Е. Дубовик, Г. П. Волковой трудились плодотворно и дружили. В 1972 году Надежда Григорьевна была назначена заведующей детской районной библиотекой.

«До сих пор библиотека снится мне,

Приходят мальчишки и девчонки,

Но только лишь во сне.

Во сне я часто вижу своих коллег,

Они, как сестры милые мои.

Мы так сроднились за много лет,

Роднее их на свете нет».

Пропустив через себя лихое для всей страны и народа время, Н. Г. Сычева с особым трепетом занималась подготовкой мероприятий с участием ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Она хотела, чтобы дети знали цену хлебу, любили Родину, природу, родителей. Здесь помощниками библиотекаря были педагоги К. А. Гончарова, В. И. Початкова, В. Е. Ряскина, Г. Г. Гончарова, В. И. Дворникова, с некоторыми из них связь не прерывается до сих пор.

Тогдашние школьники были другими, во время подобных мероприятий они сидели, не шелохнувшись, слушали, сами выступали. Сейчас все по-другому, где-то по дороге за свободой слова мы подрастеряли патриотические настроения, забыли о добром и вечном.

Хорошо, что среди нас живут люди старой закалки, которые стремились сохранить историю страны, донести до всех истинные ценности. Например, Надежда Григорьевна долгие годы собирала воспоминания старожилов Новичихи. Жаль, что они, в конечном счете, пока остались невостребованными.

Удивляешься, как только энергичная женщина находила на все время. На протяжении четырех созывов она являлась депутатом районного совета депутатов трудящихся, председателем профсоюзного комитета, и все общественные нагрузки удавалось совместить с любимой работой, заботой о детях, а потом и внуках, которых в настоящее время шесть, есть и двое правнуков.

Надежда Григорьевна по жизни всегда придерживается принципа: «Будь сам хорош, и к тебе люди потянутся». В ее уютном доме по ул. Пушкина для коллег, друзей, соседей всегда найдется чашка душистого чая и теплое слово. А о количестве добрых знакомых можно судить по такому примеру. Несколько лет назад Надежда Григорьевна на свой день рождения задержалась в Барнауле – проходила лечение в краевой больнице.  Так желающих поздравить ее было так много, что муж Михаил Андреевич весь день не отходил от телефона. С М. А. Волошко они вместе без малого 20 лет.

Ни дня – без строчки

Писать стихи Н. Г. Сычева стала после смерти Николая Дмитриевича. Когда становилось невыносимо тягостно, она брала листок бумаги и выплескивала все накопившееся в груди. А с 2009 года ветеран не может прожить ни дня без строчки. Во всех комнатах я увидела приготовленные чистые листы бумаги и ручки, ведь вдохновение приходит не строго по часам, а среди обыденных дел. К примеру, когда  Надежда Григорьевна готовит обед или смотрит телевизор.

При написании стихов не обходится без шероховатостей, но как сказал один известный режиссер, иногда неважна рифма, а важно, что написано, что тревожит душу.

А душу автора тревожит многое. Впрошлом году Н. Г. Сычева участвовала в акции «Антидурь-2010», объявленной «Алтайкой». Она послала в редакцию частушечки-говорушечки, откликнувшись на призыв газеты гвоздить острым поэтическим и прозаическим словом три человеческие напасти: пьянство, курение, наркоманию. Наша землячка писала: «Может быть, мои частушки раскроют глаза тем, у кого не хватает силы воли для борьбы с водкой, куревом, наркотой».

«На витрине в магазине

Море водки – выбирай.

А миленок: «Дай «паленой»,

 Чтобы лилась через край.

 Подалась, я, девки, в спорт.

И теперь парней эскорт.

Не болею, хорошею,

Алкашей гоню всех в шею».

Моя собеседница не перестает удивляться красоте родной сторонки. Для этого ей бывает достаточно выйти за околицу и восхититься целой поляной голубых полевых цветов. Они разрослись на месте бывшей третьей бригады колхоза «Россия», закрыв собой остатки строений, ямы, мусор.

Как только выдается свободная минутка,  супруги на стареньком «Москвиче» отправляются в путь. Приезжая в бор, разбредаются по заветным полянам. Михаил Андреевич собирает грибы, ягоды, а жена наблюдает за шелестом листвы, развесившейся паутинкой, слушает пение птиц и … делает почеркушки в прихваченном из дома листке бумаги – потом они пригодятся при написании стихов, темы которых разнообразны.

Самое любимое время для Надежды Григорьевны – золотая осень. Ее приметы, особенно многоцветье красок, до глубины души умиляют.

С особым трепетом ветераны бывают в поле. Михаила Андреевича тянет туда, потому что он четверть века отдал хлеборобскому труду. А Н. Г. Сычева испытывает волнение, видя созревающие колосья пшеницы, цветущую гречиху с жужжащими вокруг пчелами. Все это близко и любимо с детства.

«Чувствую запах пшеничных полей,

Шум берез, кленов и тополей,

Нет родней и милей – родины моей.

Здесь березки белоствольные,

Как невесты стройные,

Распустили косы шелковые,

Сережки висят, как колокольцы звонкие…»

– Разве можно променять наши края на какие-то иные? – спрашивает моя собеседница.

Может быть, поэтому в свое время и не согласилась на переезд в город, поближе к сыну и дочке. А еще Надежда Григорьевна справедливо полагает, что надо сохранить родительский дом, ведь он даже на расстоянии согревает своим теплом, дети и внуки знают, что их здесь всегда ждут.

Совсем скоро, в морозном декабре, Н. Г. Сычева встретит свой 75-летний юбилей. Думаю, что по этому прекрасному поводу она напишет стихотворение или песню. Наверняка, за праздничным столом наряду с поздравлениями родные послушают исполнение Надеждой Григорьевной песен, сочиненных ею

Пусть еще долгие годы радуют близких творения  жены, мамы, бабушки. Крепкого здоровья и благополучия вам, милая русская женщина!

Любовь ГОНЧАРОВА.

Просмотров: 106
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();