Крупный российский ученый, доктор исторических наук, исследователь Сибири и Дальнего Востока Борис Петрович Полевой во время войны несколько месяцев жил в Новичихе и преподавал историю в старших классах средней школы.
К сожалению, в книге приказов по районо есть только запись об увольнении по его заявлению с 20 ноября 1945 года (смотрите иллюстрацию ксерокопии приказа). Он уехал в Усть-Каменогорск.
В журнале «Санкт-Петербургский университет» от 4 февраля 2004 года в статье «Памяти друга» о нём рассказывают писательница Р. Л. Золотницкая и кандидат исторических наук, заведующая сектором картографии библиотеки РАН (Санкт-Петербург) О. А. Красникова (http://www.spbumag.nw.ru/2009/08/num_index.shtml).
Ниже некоторые строки из этой публикации.
Борис Петрович Полевой хорошо известен как в России, так и за рубежом. Его труды публиковались в США, Канаде, Англии, Германии, Польше. Многое связывало его с Ленинградским (ныне – Санкт-Петербургским) государственным университетом.
Родился Борис Петрович в Чите, но большая часть его жизни протекала в городе на Неве. В архиве Санкт-Петербургского государственного университета хранится ряд дел, в которых можно почерпнуть много ценных сведений о жизни и деятельности этого незаурядного ученого. В деле №1236, к примеру, значится, что Борис Полевой с 1.09.1936 г. перевелся из ЛИФЛИ (Ленинградский историко-философский литературный институт) на 1-й курс исторического факультета ЛГУ.
Учился Б. Полевой весьма успешно. За пять лет у Бориса не было ни одной отметки «удовлетворительно». Он был увлеченным студентом, ловил каждое слово своих знаменитых учителей, а преподавали тогда такие корифеи, как Б. Д. Греков, Б. Б. Пиотровский, С. Н. Валк, молодой В. В. Мавродин, С. Я. Лурье, В. В. Струве, Н. П. Полетика, М. К. Каргер, О. Л. Вайнштейн, А. В. Предтеченский, М. С. Гуковский и другие.
Книги были его страстью с детских лет. Еще в школьные годы Борис Полевой любил ходить по букинистам и покупать историческую литературу. В те годы она продавалась на вес (на килограммы), а стоила недорого – 10, 15, 20 копеек. Из устных воспоминаний журналистки Марины Полевой, однофамилицы Бориса Петровича, можно узнать, как в трудные годы сталинских репрессий и запретов, когда многие книги изымались из библиотек и уничтожались, Борис Петрович с пристрастием рылся в развалах выброшенных книг, выискивая нужные ему экземпляры, в частности – у ближайшей к его дому библиотеки на Большом проспекте Васильевского острова. Такое отношение к книгам неудивительно. Он вырос в интеллигентной семье. Отец Бориса Петровича, Петр Игнатьевич Полевой (1873-1938) – увлеченный, талантливый геолог, выдающийся, по мнению В. А. Обручева, «знаток геологии Дальнего Востока XX века». Мать Бориса Петровича, Антонина Михайловна (в девичестве Головачева), происходила из семьи крупных ученых. Ее братья – Петр, Александр и Дмитрий Головачевы – известные краеведы, исследователи и знатоки Сибири.
Весной 1918 г. семья Полевых, в которой тогда было двое детей – дочь Наталья и сын Игнатий, вынуждена была уехать из Петрограда из-за Гражданской войны. Целью маршрута был остров Сахалин. Однако по дороге пришлось остановиться в Чите. Здесь, 23 мая 1918 г., в квартире Дмитрия Михайловича Головачева и родился Борис. В Ленинград семья Полевых вернулась в 1928 году. В 1937 г. его отец был репрессирован и через год погиб в лагерях НКВД.
По окончании школы Борис поступил в ЛИФЛИ, а в 1936 году, как упоминалось выше, перевелся на исторический факультет ЛГУ. Поскольку семья испытывала большие материальные трудности, Б. П. Полевой, будучи еще на 3-м курсе университета, начал работать экскурсоводом в Гатчинском дворце-музее, в отделе
XIX века. Это не оказалось помехой для его углубленной научной работы в университете и продолжалось до окончания университета. В апреле 1941 года он получил первую премию на конкурсе студенческих работ за статью «Русско-американские отношения в годы Крымской войны».
Университет Б. Полевой закончил 22 июня 1941 года, то есть в день начала Второй мировой войны. Он был рекомендован в аспирантуру. Но что значило в те годы клеймо сына «врага народа», хорошо известно только тем, кто пережил эти мрачные годы. Б.Полевой оказался одной из многих жертв того времени. От призыва в действующую армию он получил отсрочку по состоянию здоровья и был направлен Наркомпросом на работу в Алтайский край, в село Новичиха, где преподавал историю в старших классах местной школы. Затем был переведен в г. Усть-Каменогорск, где ему пришлось работать референтом по социально-культурным мероприятиям Восточно-Казахстанского облисполкома. Оттуда в марте 1942 г. он был призван в армию.
С Русским Географическим обществом он был связан с 1954 г. Еще в период деятельности своего учителя А. И. Андреева, председателя Отделения истории географических знаний (с 1939 г.), Борис Петрович стал постоянным участником заседаний РГО, а впоследствии в течение почти десяти лет руководил этим отделением. Он был одним из тех, кто относился к Русскому Географическому обществу не формально, а воспринимал его как «родной дом». Недаром же на X съезде РГО Борис Петрович был избран Почетным членом общества, в 1982 г. стал лауреатом премии имени С. И. Дежнёва, а в 1997 г. на Камчатке был награжден премией имени С. П. Крашенинникова – «За совокупность трудов по истории изучения полуострова».
Большое научное наследие Б. П. Полевого, согласно его воле, будет храниться в двух местах: богатая библиотека – в фонде сектора картографии ОФО БАН, а рукописное наследие примет Архив Русского Географического общества.