Время, когда песня поднимала дух и восстанавливала силы, а крепкая дружба скрашивала усталость и грусть от тяжелого труда, давно ушло. Сейчас ручную работу заменяет техника, и без нее уже сложно представить свое существование. Но эти дни все еще живы в памяти современников.
Мария Ананьевна Никифорова родилась в 1930 году в с. Павловка, здесь она живет и по сей день. В этой деревне она вышла замуж, вырастила четверых детей. Ее родители простые рабочие – мать, Любовь Николаевна, пекла хлеб для колхоза, а отец, Ананий Леонтьевич, работал конюхом. У юной Марии было два брата – Михаил и Павел.
Мария Ананьевна хорошо помнит, как известили народ о начале войны: «Тогда всех людей собрали в центре, на площади. Это известие взволновало сельчан. На фронт забрали всех, кто мог держать оружие. Так что в деревне остались одни женщины, дети и старики».
Отправились на войну Михаил и Павел. Их портреты и сейчас висят на стене в доме Марии Ананьевны. Она говорит, что каждый день на них смотрит, вспоминает братьев, хоть и прожили они совсем немного.
Младшего брата, Павла, Мария Ананьевна называет гармонистом, очень любил он играть на гармошке. Отправляясь на фронт, он забрал с собой свой музыкальный инструмент. Когда призывники доехали до Поспелихи и сели на поезд, радоваться, конечно же, было нечему. Но Павел не унывал и не выпускал гармонь из рук, играл и играл, поднимая настроение своим товарищам. На одной из станций он расстался с гармонью, продав ее. На полученные деньги Павел купил молока, хлеба и накормил всех своих товарищей.
От Михаила же семья Полещук не получила ни одного письма. Позже они узнали, что по прибытии на фронт его забрали в разведчики, после чего он пропал без вести. Павел был ранен в бою, от полученных травм он скончался.
Нелегко пришлось семье пережить такое горе. К сожалению, совсем немного в Павловку вернулось солдат. Похоронок приходило больше, в некоторые дома их присылали по 3-4. Невозможно рассказать, как люди пережили такое горе.
Военные годы были тяжелые и для солдат, и для крестьян. В эти голодные дни нужно было работать вдвое больше, чем обычно, чтобы прокормить семью. Пшеницу, которой каждой семье выделялось немного, перемалывали и пекли из нее хлеб.
Закончив семь классов в Павловской школе, Мария Ананьевна стала работать кладовщиком. «Учеников в классах было человек по 30, так что пустых парт не оставалось, – рассказывает она. – Это сейчас в деревне молодежи совсем мало. Грустно смотреть, когда из школы выходит несколько человек. Тогда никто не уезжал в город, все оставались в деревне».
Спустя 3 года Марию Ананьевну стала разнорабочей в колхозе «Красный борец».
«В наш колхоз присылали военных, помогать выполнять тяжелую работу, – говорит Мария Ананьевна. – Тогда я познакомилась со своим будущим мужем, Яковом Иосифовичем. После окончания военной службы он демобилизовался и переехал жить в Павловку. Родом же он из Ленинградской области. Вместе с ним решили возвратиться еще несколько ребят, им понравилась наша деревня. Яков стал работать шофером. Свадьбу мы как таковую не играли. В то время было не до гуляний. Собрались нас поздравить только самые близкие».
Тем временем в колхозе кипела работа. Люди коллективно трудились на пашне и сенокосе, стригли овец, пропалывали свеклу. Не было ни машин, ни тракторов, их заменяли брички и лошади. «Зимой мы работали на веялке. Трудились все вместе – один крутит, другой засыпает, третий подгребает. Зерно находилось в больших тяжелых ящиках, которые таскали по два человека. Легче было работать от того, что коллектив дружный».
Лето – пора сенокоса. Вслед за косарями остаются лежать ряды поверженной травы. Ее следом укладывали и делали копны. Также летом необходимо было запастись дровами на долгую холодную зиму. Трудились от зари до зари.
Кропотливой работы требовала и прополка свеклы. Так, брали с собой сумку еды, воду и на весь день отправлялись в поле. Усталые, но довольные сделанным люди возвращались домой поздно вечером, конечно же, с песней.
«Без песни мы и на работу не шли, только она и не давали нам унывать. Я помню, как мы белили свинарник с Татьяной Цветковой. Когда закончили работу, запели, да так громко и звонко, что даже работающие рядом мужики заслушались. В мою молодость не было ни телевизоров, ни радио. Только у клуба был небольшой радиоприемник. Помню, мы собирались возле него, слушали новость о том, что умер Сталин».
В то время, как Мария Ананьевна была в колхозе, с ее маленькими детьми сидела бабушка. На постоянной работе она не трудилась. Когда много детей, иногда приходится отпрашиваться, даже просто чтобы постирать вещи.
Сейчас Мария Ананьевна живет одна. Пенсию приносят прямо домой, и голода нет – в магазине все можно купить. Конечно, грустно, что многих подруг и знакомых уже нет в живых. Она с гордостью говорит, что у нее семь внуков и восемь правнуков. Ее дети – Татьяна, Павел и Алексей живут в Новичихе, старший же сын, Владимир, скоропостижно скончался. Родные Марии Ананьевны часто заезжают и проведают ее. Она признается, что дети, внуки, правнуки являются источником ее жизненных сил.
Низкий поклон Марии Ананьевне, человеку доброму и бескорыстному, беззаветно любящему свою малую Родину!