Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Лес Сергея Никушкина

За многолетний добросовестный труд в лесном хозяйстве и в связи с 75-летием со дня образования Алтайского края работник  Поломошенского лесничества Сергей Владимирович Никушкин награждён юбилейной медалью.

Сам-то Сергей Владимирович не подсчитывал, на скольких гектарах он обработал посадки лесных культур на тракторе со специальным культиватором. Но простая арифметика показывает, что побольше тысячи. Дело в том, что во времена плановой государственной экономики лесничество обязывалось высаживать за 10 лет различные культуры на 800 гектарах, и ежегодно на разбросанных по бору участках занималось по 80 гектаров саженцами, за которыми нужен был пятикратный механизированный уход в летний сезон. Эта задача ложилась на двух трактористов, одним из которых и был много лет Сергей, пришедший в коллектив лесников совсем молодым человеком, а теперь получающий в следующем году право на заслуженный отдых по возрасту. По его словам, ему нравилось работать в лесу именно на тракторе (а это не только уход за саженцами, но и множество других обязанностей), однако механизаторский труд s   подорвал здоровье, и пришлось перейти в лесники, а затем и в сторожа. В летний *    период суть дежурства заключается в контроле пожароопасной обстановки, то есть Сергей Владимирович стоит на охране своими же руками выращенного леса.

За эти же годы выросли в семье Сергея и Лидии Никушкиных трое детей, уже подарившие внука и двух внучек. Почти каждый год семейство собирается в небольшом родительском доме, располагаясь на ночлег даже на полу. Тянет их именно в этот дом, купленный молодожёнами, а затем расширенный пристройкой для будущей большой семьи. Вот, например, 37-летний сын Вячеслав, майор-пограничник, несущий службу под Уссурийском, несмотря на внушение родителей, что его дом теперь там, где он живёт с женой и двумя дочерьми, стоит на своём: мол, настоящий-то дом всё-таки в Поломошном. И длительные отпуска проводит с семейством не на югах, а здесь, не уставая любоваться родными местами. Это ли не свидетельство того, что душой он остаётся на малой родине, где вырос и возмужал, где вросли корнями в землю и поднимаются к небу те сосёнки, за которыми заботливо ухаживал его отец.

Это также приятная и вполне заслуженная дань детей, ради благополучия которых Никушкины-старшие пожертвовали долго лелеемой мечтой построить дом на опушке бора. Распродали заготовленные материалы, выкормили поросят и продали свинину, чтобы завести в достопамятный период государственных перемен свой магазинчик. Построенный в пределах усадебной территории, он теперь заколочен, но в своё время помог поднять и выучить детей. Хорошо сложилось, что тогда растерявшуюся от потери работы в местном магазине супругу Сергей успокоил предложением открыть своё дело.

Они и сейчас поддерживают, как могут, детей, хотя те поругивают их за большое свинопоголовье во дворе, но они-то считают не в тягость, а в радость попотчевать дорогих людей домашним продуктом (всегда полна вместительная морозильная камера) или собрать посылки. И им, не желающим просиживать диван, ещё и нелишняя копейка собирается, которую частично вкладывают, например, в современные аксессуары домашнего быта. Это, скажем, душевая кабина и задумка обставить обеденную зону. Словом, идёт размеренная, с привычными сельскими заботами жизнь, неотъемлемой частью в которой для Сергея Владимировича был и есть его Лес.

Остаётся добавить, что семья Никушкиных пользуется у односельчан заслуженным авторитетом хозяйственных и отзывчивых людей.

Что же касается лесной части биографии Сергея Владимировича, то она не случайна, но и не сразу стала, по большому счёту, смыслом его жизни. После окончания школы были ПТУ в Семипалатинске по профессии монтёра связи и практика в Павлодаре. Словом, «светила» ему непыльная работа. Но перед призывом в армию Сергей приехал домой и устроился временно (на половину лета и осень) лесником. Однако после службы вернулся к полученной профессии. Год поработал в радиоузле райцентра, потом в Поломошном, где также год обслуживал линии АТС на несколько номеров и проводного радио. Зимними вечерами занимался в филиале механизаторского СПТУ, получил «корочки» тракториста. И, как сам Сергей Владимирович выразился, «потянуло» в ставший за небольшой период времени родным коллектив лесничества. Надо полагать, что ещё и не по характеру показалось работать в одиночку. К тому же отец был трактористом в лесничестве, он и похлопотал за сына. С его помощью Сергей восстановил списанный колесник МТЗ-50, что называется, своими руками прощупал и освоил каждую деталь. Потому-то и прикипел к трактору. И новую технику, показав усердие в труде, получил потом заслуженно.

…Сергей Владимирович тепло вспоминает детские годы, когда с отцом путешествовал по лесу, где в те времена были лишь немногие поросшие травой дорожки для конных телег. Помнит лесной кордон вдалеке от села, где жили семьи лесников. Давно там пустое место, но по-прежнему оно называется саманным кордоном, получившим такое наименование от домика, построенного из распространённого тогда материала — круто замешанной глины с соломой (самана). А жил в том доме и служил лесу объездчиком дед Сергея по матери, которая там же и родилась, а потом всю жизнь работала в лесничестве. И его сестра Екатерина была в северных краях, а затем и здесь мастером и помощником лесничего. Как не отметить профессиональную семейственность?

А что дети не продолжили династию, то Никушкины-старшие довольны их другим жизнеустройством. Это определили изменившиеся времена. Главное, что получили выбранное после школьной скамьи образование. Показательна в этом судьба сына. Он ещё в детстве бредил военной карьерой, даже ради своей цели бросил учёбу на бухгалтера в Волчихе, а в армии прошёл курсы младших лейтенантов, и мечта стала реальностью. Дочери тоже покинули село, за них родители также спокойны.

…В беседе с С. В. Никушкиным, в которой принимали участие его супруга и сестра Екатерина, не обошли тему заботящего их нынешнего состояния лесного хозяйства. По их мнению (как, впрочем, и других неравнодушных людей) большим начальникам и специалистам, конечно, виднее было резко увеличить в разы заготовки древесины, освободить для подроста пространство от перестоявших положенный срок деревьев. Понятно, что для омоложения леса есть чисто практические и научно обоснованные основания. Но не от большого ли вторжения шумной техники, а также от явно излишне изъезженного и исхоженного уникального ленточного бора скудеют его сокровища — теряется привлекательность для лесной живности. Всего должно быть в меру, заключил Сергей Владимирович, многое поведавший об участии людей (в том числе и своём) в жизни леса, и о замеченных намётанным глазом переменах.

Кому, если не таким, как Никушкины, посвятившим свою жизнь лесу, напоминать другим о необходимости сбережения зелёного уголка родной природы?

Просмотров: 56
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();