Капитан Николай Георгиевич Маркин – командир 2-го стрелкового батальона 918-го стрелкового полка 250-й Бобруйской Краснознамённой ордена Суворова второй степени стрелковой дивизии Первого Белорусского фронта – погиб 26 августа 1944 года.
Его боевой путь прошел от Новгородчины до Польши. Награждён самой почитаемой солдатской медалью «За отвагу», орденами Красного Знамени и Александра Невского.
С помощью родственников Николая и Интернет-ресурсов удалось выяснить некоторые подробности жизненного и боевого пути защитника отечества.
Подвиги молодого командира
Медалью «За отвагу» Николай был награждён второго марта 1943 года, будучи 20-летним старшим лейтенантом, командиром роты ПТР 151-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии Брянского фронта.
Исполняющий обязанности командира полка капитан Касперович написал в наградном листе, что в периоды наступательных боевых действий 26 января и 6 февраля 1943 года при прорыве обороны переднего края противника тов. Маркин умелым руководством хорошо организовал наступательную операцию подразделения, что способствовало прорыву обороны на высоте 201.7., захвату Большой Ивановки, станций Набережная, Касторное и населённых пунктов Денисовка и Крюково.
В этот период шла Харьковская наступательная операция. В оперативной сводке Совинформбюро сообщалось: «…28 января наши войска после решительной атаки овладели городом и крупным железнодорожным узлом КАСТОРНОЕ. Взяты трофеи и пленные».
В вечернем сообщении 6 февраля говорилось: «6 февраля на Украине наши войска в результате ожесточённых боёв овладели городом и железнодорожной станцией Лисичанск, городом и железнодорожной станцией Барвенково, городом и железнодорожной станцией Балаклея».
В этих событиях непосредственное участие принимала рота старшего лейтенанта Маркина.
В наградном листе представления к ордену Красного Знамени, подписанном командиром полка подполковником Иващенко 27 июня 1944 года, содержится следующая информация: капитан Николай Георгиевич Маркин находился на фронтах Великой Отечественной войны с 24 марта 1942 года, имел лёгкие ранения 16 августа 1942 года и 17 сентября 1943 года.
В кратком изложении личного боевого подвига говорится о том, что батальон под его командованием при прорыве сильно укреплённой обороны противника в районе деревни Озераны Рогачёвского района Гомельской области, действуя слева полосы наступления полка, быстро и бесшумно форсировал реку Друть. Незаметно для противника достиг вражеских траншей и на рассвете 24 июня 1944 года после артподготовки штурмом прорвал долговременную и глубоко эшелонированную оборону фашистов, зашёл во фланг и выбил противника из второй линии обороны, создал угрозу его окружения. В результате боя враг был наголову разбит.
«За проявленный героизм и умелое руководство капитан Маркин достоин Правительственной награды – ордена Красного Знамени – написал в заключении командир полка.
Судя по сведениям историков Великой Отечественной войны, батальон 20-летнего командира Николая Маркина в те дни находился на острие наступления не только полка, но и дивизии, обеспечил успех советских войск, приближал разгром врага.
Из летописи дивизии
В Интернете размещён сайт «250 Бобруйская Краснознаменная ордена Суворова II степени стрелковая дивизия» (http://sd250.narod.ru/index.html), на котором имеются страницы «Боевой путь», «Книга Памяти», «Однополчане» и другие, где подробно рассказывается об истории дивизии.
В частности, о боях, в которых отличился батальон Н. Маркина, написаны следующие строки: «С 27 февраля по 24 июня 1944 г. дивизия занимала оборону на рубеже: Хомичи, Слобода, Родомысль, Мал. Коноплица по восточному берегу р. Друть и вела подготовку личного состава и материальной части к прорыву обороны немцев по западному берегу р. Друть…
…Белорусскую стратегическую операцию «Багратион» дивизия в составе 35 стрелкового корпуса начала 24 июня 1944 г. Форсировала р. Друть, овладела большей частью д. Озераны.
25 июня в приказе Верховного Главнокомандующего №118 была объявлена благодарность войскам 1-го Белорусского фронта за прорыв обороны противника, и в Москве был дан салют. 29 июня в приказе Верховного Главнокомандующего №125 личному составу дивизии объявлена благодарность за активное содействие освобождению города Бобруйска, а 1 июля дивизии присвоено наименование «Бобруйская». За прорыв обороны на р. Друть дивизия награждена орденом Красного Знамени».
Орденом Александра Невского капитан Маркин был награждён Фронтовым приказом №402/н Военного Совета 3-й Армии 2-го Белорусского фронта от 20.08.1944 года, а на шестой день – 26 августа – он геройски погиб.
В наградном листе от 18 июля отмечены боевые успехи батальона капитана Маркина в середине августа при освобождении Белоруссии в районе местечек Россь и Пески, где батальон в наступательных боях не давал противнику закрепиться на заранее подготовленных рубежах. Орденом награжден за умелое командование и стремительность боёв при форсировании рек Березина и Россь.
Комбат Николай Маркин погиб в боях Белорусской наступательной операции (кодовое название «Багратион»), в самом начале освобождения Польши.
25-29 августа 1944 года 250-я стрелковая дивизия, отражая контратаки, вела бои в направлении р. Нарев и города-крепости Остроленка. 26-29.08.44 г. – тяжелые бои за Филехты-Милен. 29.08.44 г. взяли Милево-Тоси.
За смелость и отвагу в освобождении города-крепости Остроленка Президиум Верховного Совета СССР Указом от 9 сентября 1944 г. наградил 918-й стрелковый полк орденом Кутузова II степени, а приказом Верховного главнокомандования от 15 сентября 1944 г. полку присвоено наименование «Остроленковский».
Судя по Книге Памяти 918-го полка, в августе он находился в районе деревень Надборы, Глембоч Вельки и большого ряда других населённых пунктов Замбровского района, а погибшие в этих местах были перезахоронены в послевоенное время в городе Остроленка.
На сайте дивизии в странице «Польша, Мазовецкое воеводство, Захоронения воинов 250 дивизии» указано воинское захоронение в городе Остроленка (Ostroікka).
В карточке захоронения написано: «Адрес захоронения на сегодняшний день: Польша, Мазовецкое воеводство, город Остроленка (Ostroікka), район Войцеховице, улица 1-й армии Войско Польского» и «Захоронены воины 3-й, 49-й А 2-го БФ и 48-й А 1-го БФ, погибшие в 1944 г. при освобождении бывших повятов: Высоке Мазовецке, Замбрув, Ломжа, Острув Мазовецка, Кольно, Остроленка. В 1949 г. перезахоронены из разных мест на данном военном кладбище. Там покоится 10 831 воин, 80% – как безымянные. На самом кладбище увековечили всего несколько десятков фамилий, но там много памятных табличек, установленных семьями солдат».
Наверняка и прах комбата Николая Маркина покоится на этом воинском кладбище.
Из Книги памяти полка
В послевоенное время записаны воспоминания о боевых событиях бывшего командира 918-го стрелкового полка полковника Ивана Андреевича Иващенко, бывшего командира отделения сержанта Федора Михайловича Божко, многих других однополчан нашего земляка.
И. А. Иващенко и разделе воспоминаний «Освобождение Бобруйска» рассказывает: «В мае 1944 года я вступил в должность командира 918 сп. Характерной особенностью моей деятельности в то время было: полк, готовясь к летнему наступлению, тщательно совершенствовал оборону, давая понять немцам, что мы не собираемся наступать, чем ввели его в заблуждение. 24 июня после 90 минутной артподготовки по сигналу залпа РС «катюши» и зеленых ракет 918 сп во взаимодействии с подразделениями соседнего 922 сп форсировал реку Друть…
…Многие офицеры, сержанты и солдаты были награждены орденами и медалями».
Ф. М. Божко: «В ночь на 24 июня 1944 года подразделения полка тихо и скрытно по штурмовым (подводным) мостикам переправились на западный берег реки Друть, преодолели пойму, заросшую мелким кустарником, и примерно в 50-75 метрах от минных полей, проволочных заграждений противника заняли рубеж для наступления и окопались. Противник был так близко, что слышалась немецкая речь. Саперы проделали проходы в минных полях и проволочных заграждениях. В 4 утра началась артподготовка, авиация нанесла бомбовые удары. Снаряды и бомбы рвались в 150 метрах от нас. Через час вал огня ушел вглубь обороны противника, мы поднялись в атаку. Но проходов было мало, и огневые точки врага стали оживать…
… А когда огонь был вновь перенесен вглубь обороны, все бросились вперед и захватили первую траншею. Фашисты рукопашного боя не приняли и начали отступать. К 8-9 часам мы полностью овладели всей первой позицией».
Дорогие фото на память
В семье младшего брата героя повествования, пенсионера Виктора Георгиевича Маркина в Новичихе бережно хранится памятная фотография, на оборотной стороне которой написано: «14.10.43 г. Гор. Тула. Привет вам, мои родные! Милая мама, перед Вами ваш любимый сын Николай. Период выздоровления. Помните, дорогие мои, что мысль о вас не покидает меня в самую трудную минуту жизни. Витя – братишка, узнаешь ли ты меня? Ваш Николай».
Судя по дате, комбат Маркин находился на лечении после второго ранения, затем вновь вернулся на передовую.
Виктор Георгиевич (1938 года рождения) рассказал, что не помнит Николая, ему было всего три года, когда тот уходил на войну. Но помнит, как радовались в семье, когда в 1943 году получили весточку и фотографию из госпиталя.
Рассказал также о том, что их отец Георгий Лукьянович в июне 1941 года был призван в так называемую тогда трудармию, но оттуда добровольцем ушёл на фронт, пропал без вести в сентябре 1942 года.
Вторую фотографию Виктор Георгиевич достал из семейного альбома при нашей встрече в его скромном, уютном доме-пятистеннике. На снимке, сделанном в мае 1940 года – Николай среди учеников родного 9-го класса (во втором ряду третий слева). Рядом с ним (четвёртый) – его лучший друг по фамилии Баринов. В верхнем ряду вторая справа – Анна Павловна Карелина, впоследствии – также участница Великой Отечественной войны, фронтовой фотограмметрист, награждённая в марте 1945 года медалью «За боевые заслуги». Сделан снимок в маленьком спортивном зале, находившемся на втором этаже кирпичной части старой школы (снесённой в прошлом году).
Обратите внимание на нижнюю часть стенда на заднем плане фотографии с красноречивой надписью предвоенного времени – своего рода клятвой: «Я всегда готов по приказу рабоче-крестьянского правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик».
Вполне вероятно, что у кого-то из потомков юношей и девушек с этого поистине исторического снимка хранится такая же фотография, а кто-то узнает их по лицам своих отцов и матерей, дедушек и бабушек.
Факты биографии
Родился Николай Маркин в 1923 году в селе Малышев Лог Волчихинского района, откуда вскоре семья переехала в Новичиху. В Новичихинской школе проучился девять лет, десятилетку закончил в Казахстане, когда семья проживала в селе Чердаяк Курчумского района Восточно-Казахстанской области (туда многие уезжали на временные заработки на рудник). Жительница Новичихи Валентина Милостных по воспоминаниям её отца, работавшего в те времена тоже в Чердаяке и хорошо знавшего Николая, рассказала, что парень отличался серьёзностью, упорством в достижении своих целей, систематически занимался силовыми упражнениями (гири, гантели, штанга) и бегом, был физически подтянутым и выносливым. А Виктор Георгиевич припомнил, что в их доме долго хранилась пудовая гиря, у которой была… отпилена ручка. Казус в том, что дети по навеянным мотивами романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» таким образом проверили, не из золота ли эта штуковина.
После призыва в сентябре 1941 года со школьной скамьи Курчумским РВК в Советскую Армию Николай учился в военном училище до марта 1942 года. В материалах из Википедии – свободной энциклопедии сообщается: «…Необходимо отметить, что до 1940 года на территории Казахстана функционировали только военные курсы и школы, созданные еще в 20-х годах прошлого столетия. В июне 1940 года было создано Алма-Атинское стрелково-пулеметное училище, первое в Казахстане. Уже в 1941 году училище сделало пять выпусков, подготовив для Красной Армии более 2 тысяч молодых офицеров. Всего за годы Великой Отечественной войны училище подготовило и выпустило более 6 тысяч офицеров, а в самые суровые годы войны, в 1941 и 1943 годах, около семи тысяч курсантов отправились на фронт рядовыми и сержантами».
Семейство Маркиных свято хранит память своего геройского родственника, отдавшего жизнь за свободу и независимость Родины, защищая её от фашистских захватчиков и освобождая другие страны – Украину, Белоруссию и Польшу.