27 января исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда, нынешнего Санкт-Петербурга, которая продолжалась 872 суток. Кольцо вокруг города замкнулось 8 сентября 1941 года. Решение о срочном ввозе продовольствия в связи с угрозой осады было принято катастрофически поздно – в конце августа. В городе осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения, в том числе свыше 100 тыс. беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн. 887 тыс. человек. Жертвами по разным данным стали от 1 млн. 200 тыс. до 1 млн. 500 тыс. мирного населения.
Среди выживших в тех нечеловеческих условиях — Г. Н. Суворов из Долгово. В музейной комнате местной школы имеется запись его воспоминаний. Сам Геннадий Николаевич отмечает, что ему к началу Великой Отечественной войны было 4 года, и он запомнил немногие события. Родился в 1937 году в Ленинграде. Отец был призван в армию в 1939 году во время войны с Финляндией и вскоре погиб. Мальчик остался с мамой, сестер, братьев у него не было. Несмотря на все старания выжить в блокадном Ленинграде, мама понимала, что от голода и холода она не спасет ни сына, ни себя. Держалась до конца, пока не умерла. Ребенка забрала к себе тетя Лиза, сестра мамы. Хотя осознавала: судьба готовит ей ту же участь. Чтобы спасти мальчика, передала его в детский приемник. Сама потом умерла. Дети жили в холоде и голоде, но хоть какое-то питание было организовано. Старались меньше двигаться и больше спать. Это экономило силы.
Из истории Великой Отечественной войны.
С 20 ноября 1941 года ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады – 250 г по рабочей карточке и 125 г – по служащей и детской. Рабочими карточками в ноябре-декабре обеспечили только третью часть населения.
В ленинградском хлебе муки было 40%, остальное – жмых, целлюлоза, солод. Зима 1941-1942-го была суровой: температура воздуха колебалась в декабре-феврале от минус 20 до минус 32 градусов. В квартирах, обогреваемых лишь «буржуйками», она редко была плюсовой. Электричество было отключено, канализация не работала уже с декабря 1941-го.
Всё это время Красная Армия, ополчение обороняли город. Снаружи кольцо окружения старались разорвать другие наши воинские части. В январе 1943 года узкий коридор был пробит. Через него часть детей удалось отправить на «большую землю». Геннадий попал в Костромскую область. Для него начались переезды по детским домам – он побывал в восьми из них в различных концах страны. У Геннадия Николаевича эти незабываемые воспоминания вызывают душевную боль. Немало плохих людей повидал, но были и добропорядочные преподаватели и воспитатели. Вера в светлое будущее, стремление жить с людьми в согласии он всю жизнь нес в себе. Последний детский дом снова оказался в Костромской области, в г. Галич.
В 1953 году Геннадий приехал в Сталиногорск, в Подмосковье, где поступил в ремесленное училище. Заканчивал обучение неподалеку – в Ступино. Получил специальность слесаря-сборщика промышленного оборудования и должен был работать на заводе по выпуску токарных и фрезерных станков. Вышло иначе: Геннадия направили в Казахстан. Войны там не было. Но страна начала подниматься и за счет развития горнодобывающей, металлургической промышленности в этой республике. Требовалась электроэнергия. Геннадий строил электростанцию в Лениногорске, затем работал помощником сталевара на медеплавильном заводе.
Потом его перебросили на возведение теплоэлектроцентрали для сельмашевского завода в Рубцовске. Здесь же участвовал в монтаже турбины для АТЗ. В 1956 году его призвали на 3 года в армию, служил в г. Неман Калининградской области разведчиком в артиллерийском полку. После увольнения в запас вернулся на Алтай. Работал на моторном заводе.
Освоение целины в тот период продолжалось. Вместе с другом приехал в Долгово.
Здесь окончательно сложилась его судьба. Встретив Анну Ивановну Волкогон, больше с ней не расставался. Профессию пришлось осваивать новую. Отучился в Мельниковсом филиале Сростинского СПТУ по специальности тракторист-машинист широкого профиля. Как механизатор и шофер участвовал в полевых работах совхоза «Мельниковский», «Долговский», ездил в дальние рейсы, водил автобус.
На заслуженный отдых Геннадий Николаевич ушел сразу же по достижении 60-летнего возраста: нелегкие детские годы сказались на здоровье. Ветеран труда имеет поощрения за свою работу: Почетные грамоты администрации района, управления сельского хозяйства края. Он награжден медалями «Ветеран труда», «За освоение целинных земель». В числе передовиков производства ездил в Москву на Выставку достижений народного хозяйства. Геннадий Николаевич заслужил всеобщее уважение сельчан дисциплинированностью в работе, добросердечием в отношениях с людьми.
27 января Г. Н. Суворова пригласили в администрацию Долговского сельсовета. Здесь же находились представители общественности села, заместитель главы администрации района Г. Н. Белицкая, начальник управления социальной защиты по Новичихинскому району Т. И. Мирошниченко.
Встреча была посвящена освобождению Ленинграда от блокады, продолжавшейся без одиннадцати дней два года и пять месяцев. Воспоминания Г. Н. Суворова об этом событии были скромными. Осада города застала его в четырехлетнем возрасте. И в памяти о том периоде жизни почти ничего не сохранилось. Но холод и голод он испытал на себе. К началу зимы 1941 года Ленинград стал «городом льда». Прорыв блокады произошел в январе 1943 года. Навсегда осталось в памяти всех жителей блокадного Ленинграда 27 января 1944 года. В этот день осада города была окончательно снята.
Геннадию Николаевичу легче было вспомнить последующее время, когда жизнь стала налаживаться. Особенно запомнилось, что у подростков в детских домах появились силы заниматься спортом.
– Государство не только не бросило на произвол судьбы сирот, но и старалось создать нормальные условия для их умственного и физического развития. Отстававших в весе ребят отправляли на месяц-полтора в детдом санаторного типа. Я там тоже побывал. Потом бегал на коньках, занимался лыжами, участвовал в соревнованиях. Схватил как-то воспаление легких, за три недели поставили на ноги, – рассказывал Геннадий Николаевич.
С той поры, как судьба, побросав по стране, приземлила его в Долгово, минуло полвека. Со своей супругой – Анной Ивановной – прожил 53 года. В преклонные годы они друг другу – поддержка.
… Глава администрации Долговского сельсовета А. Д. Пеньков, Г. Н. Белицкая, Т. И. Мирошниченко поздравили Г. Н. Суворова с памятным событием, пожелали здоровья и семейного благополучия! Вручили ему продуктовый набор от торговой сети «Мария-Ра» и сельсовета. Среди прочего был там черный хлеб, как напоминание о суровых блокадных днях.