Накануне Дня защитника Отечества в редакции состоялась беседа за круглым столом с бывшими воинами из Новичихи Ю. А. Гартингером, В. В. Барановым, В. Д. Лангом и А. В. Новомирским, которые в 70-х годах проходили двухгодичную службу в ракетных войсках стратегического назначения на космодроме Байконур в степях Казахстана.
По большому счёту, они принимали непосредственное участие в обеспечении государственной программы покорения космоса, выполняя ответственные задания по предполётной подготовке и старту космических кораблей. И считают, что им повезло быть свидетелями грандиозных и интересных событий, за которыми следила вся страна.
Они были на космодроме в разное время и в разных подразделениях воинской части, но начинали службу одинаково: до последнего момента не знали, куда их забросит солдатская судьба, прошли полугодовую «учебку» по специальности, ответственно относились к выполнению своего долга перед Родиной. Пользуясь случаем, они поздравляют с предстоящим Днём защитника Отечества жителей района и всех, кто проходил службу на Байконуре.
Юрий Александрович Гартингер был призван на службу в 1970 году. Он рассказал о наиболее ярких впечатлениях:
– Мы, новобранцы из Сибири, знали сначала только то, что эшелон идёт в Казахстан, но не могли и предполагать о месте предстоящей службы. Потом железнодорожная станция Тюрактам, переброска машинами сначала в город Ленинск, а затем дальше в степь. Наутро, выйдя из казармы осмотреться, увидели высокие конструкции космодрома. В одно время со мной служили в той воинской части Михаил Данько из Токарёво и Владимир Денисенко из Мельниково.
Попал в третий взвод роты связи, обслуживающий стартовую площадку. Нашей задачей было обеспечение надёжной громкоговорящей и шлемофонной связи во время подготовки ракет-носителей к полёту.
В середине срока службы, когда получил допуск к обслуживанию космического корабля непосредственно на стартовой позиции, посчастливилось заглянуть в орбитальный отсек, в котором располагаются космонавты.
Конечно же, видел и космонавтов, в военном билете 27 их автографов, они ведь запросто находились среди обслуживающего персонала космодрома во время подготовки ракеты к полёту, были доступны в общении.
В конце июня 1971 года вместе со всеми глубоко переживал гибель экипажа корабля «Союз-11» в составе Владислава Волкова, Георгия Добровольского и Виктора Пацаева. Не верилось в такую трагедию, ведь посадка спускаемого аппарата прошла в штатном режиме. По словам офицеров, это был самый весёлый и доброжелательный экипаж, который установил тогда мировой рекорд пребывания в космосе. Кстати, и у них мне удалось взять автографы во время предполётной подготовки.
Еще один памятный автограф написан рукой народного артиста СССР Кирилла Лаврова. Тогда на Байконуре снимались сцены к фильму «Укрощение огня», в котором он играл роль С. П. Королёва, а гримёрная актёра находилась рядом с комнатой связистов. Как упустить такой случай? Для небольшого фрагмента имитации взрыва ракеты на стартовой площадке солдатам пришлось полгода готовить пиротехнику для получения нужного эффекта. А на время съёмок всех нас переодели в оранжевую униформу.
И ещё Юрий Александрович рассказал о том, что с их же площадки, которую назвали попросту «двойкой», запускали на орбиту и спутники различного назначения.
– Я проходил службу в 1972-1974 годах на той же стартовой площадке, где и Юрий, но по другой воинской специальности, механиком на обслуживании блока «А» ракетного двигателя, – говорит Виктор Давыдович Ланг, – и тоже участвовал в подготовке и осуществлении стартов космических аппаратов. От старослужащих узнал, что недавно мобилизовался земляк из нашего района Юрий Гартингер.
Мы выполняли работы, требующие основательных знаний, особой дисциплины и ответственности. Достаточно сказать, что каждый привёрнутый на своё место болтик опломбировался с закреплением красной ленточки, а гаечные ключи от случайного падения подвешивались на специальных шнурах.
Виктор Давыдович показал страницу военного билета, на которой оставили автографы космонавты – наши земляки по Алтаю – Г. С. Титов и В. Г. Лазарев, а также бережно хранимую вырезку из газеты с приказом министра обороны об увольнении из рядов вооружённых сил.
27 сентября 1973 года он участвовал в запуске космического корабля «Союз-12», на котором совершили свой первый полёт В. Г. Лазарев и О. Г. Макаров.
– А у нас, – рассказывает Владимир Васильевич Баранов, – площадка была «покруче». В то время (я служил на космодроме в 1971-1973 годах) осваивался проект выноса в космическое пространство груза весом до 100 тонн. Носитель высотой в 100 метров имел 32 реактивных двигателя. Перед пуском солдаты и офицеры нашей службы обеспечения покинули площадку последними, на машинах все эвакуировались на 15 километров. Когда начался взлёт, из-за дыма и пламени был виден только головной блок ракеты. Зрелище грандиозное. А с пусковой площадки не только песок смело, но и вырвало тяжёлые бетонные плиты.
Четвёртый участник беседы Александр Васильевич Новомирский попал на Байконур в 1976 году. Служил на пусковой площадке, полностью идентичной с «двойкой», на которой в своё время были Ю. А. Гартингер и В. Д. Ланг, но в нескольких десятках километров от нее. Оттуда в начале освоения космоса запускался корабль с собаками Белкой и Стрелкой, о полёте которых есть экспозиция в музее части.
Александр был оператором так называемого интегратора, формирующего заряд ракеты топливом на расчётное время полёта, и во время его службы запускались только спутники разнообразного назначения. А в 1977 году Александр участвовал в подготовке и старте грузового корабля «Прогресс», который пристыковался к орбитальной космической станции.
Видеть космонавтов не довелось, но своими руками он собирал с сослуживцами ракеты-носители из блоков на специальных тележках, проводил неоднократные регламентные проверки и испытания механизмов на порученном участке работы, прежде чем будет дана команда старта. Однажды в группе сопровождения ездил в арсенал, где получали комплектующие части космических кораблей.
За 15 минут до старта весь персонал укрывался в бункере, а через две минуты после пуска выходили наблюдать в небе так называемый «крест», который образуется при отстреливании в стороны четырех отработавших топливных баков первой ступени носителя. За отличную оценку выполнения пуска солдатам полагались просмотр двух кинофильмов и праздничный ужин. Если ставилось «хорошо» – обходились одним фильмом и ужином.
Потом наступала рутинная, но необходимая дотошная подготовка стартовой площадки к очередному запуску космического корабля.
Александр принес с собой пухлый альбом с памятными фотографиями своих сослуживцев из других уголков Алтая и Сибири. Космодром – объект режимный, там запрещено пользоваться фотокамерой, поэтому в багаже демобилизованных солдат не должно быть ничего связанного с секретностью. Снимки делались в фотоателье в городе Ленинске. Добавим, что все проходящие службу на Байконуре дают подписку на много лет о неразглашении сведений, представляющих военную и государственную тайны.
Коснулись в беседе и вопроса о неуставных отношениях, о чем в наше время много разговоров в средствах массовой информации. На космодроме этого безобразия не было. Но и медом служба не казалась. Почти каждый день нужно было пройти из расположения казарм для работы на стартовых площадках и обратно по несколько километров, много времени проводить на теоретических занятиях и при освоении практических навыков, тренировать строевую выправку, содержать в порядке помещения и обмундирование.
В конце разговора участники встречи за круглым столом высказали вполне резонное пожелание о том, чтобы, например, в районном музее или в школах были оформлены экспозиции, посвященные нашим землякам, проходившим и проходящим воинскую службу на Байконуре. Ведь космическая тема – это славные страницы истории страны, в которой есть и вклад простых сельских парней.
Постскриптум.
В последних числах февраля юбилейные дни рождения у Ю. А. Гартингера и В. Д. Ланга. Редакция поздравляет будущих именинников.