Известно, историю делают люди. И это касается не только руководителей высокого ранга, известных и знаменитых личностей. Каждый из нас, осознавая или не осознавая это, тоже лично сопричастен с историей страны, края.
Большинство жителей знают В. И. Курцева, уроженца Новичихи, много лет проработавшего в районе и теперь находящегося на заслуженном отдыхе. В числе первых ему было присвоено звание Почетный гражданин района. Накануне юбилея Алтайского края с ним встретился наш корреспондент.
Владимир Ильич недавно отметил день рождения. Как он выразился, «две семерки» –77 лет, чуть больше краевой юбилейной даты. В начале разговора я обратил внимание на то, что собеседник оказался тезкой первого руководителя Советского государства, «вождя мирового пролетариата» В. И. Ленина.
– В его честь Вам дали имя при рождении?
– Не знаю. Об этом мог рассказать отец, который ушел на фронт в первые дни войны в 1941 году и не вернулся. Мне тогда 5 лет было, маловато, чтобы в это вникать. Мама неграмотная была, тоже ничего не объяснила.
– Владимир Ильич, у Вас солидный возраст, а значит богатый жизненный опыт. На Ваших глазах шло становление района, края. Что в связи с этим вспоминается?
– Думаю, каждый из нас пережил все то, что происходило в стране, в крае. Для сельчан был болезненный период, когда укрупняли колхозы. Постепенно разъезжались жители малых селений. Сызмальства я рос в поселке Яковлевском, после войны с родителями перебрались в Новичиху. Впоследствии укрупнение колхозов официально проводилось с конца 50-х до середины 60-х годов прошлого века. Одновременно это коснулось населенных пунктов. До сих пор на этих местах – пустыри.
А вот к подоготовке и закреплению кадров на селе относились основательно. Взять механизаторов. В 1950 году пятнадцатилетним подростком я обучался на курсах трактористов, затем стал работать в Новичихинской МТС. Мои первые наставники: бригадиры Федор Соловиченко, Григорий Стукалов, трактористы Петр Цапенко, Иван Некрыло. Наступил целинный 1954 год, и меня включили в группу из 30 человек и отправили в Мамонтовское ОПХ учиться на комбайнера. По окончании пошел штурвальным на самоходный С-3, знал, что прицепные машины будут выводиться из эксплуатации. Начал работать в Малиновке – бригаде колхоза «Заря коммунизма».
Пора уже было в армию идти, но не призывали. После механизаторских курсов полагалась отсрочка, требовалось поработать на производстве. И только в 22 года я пошел служить в морфлот. Там определили в автошколу. Демобилизовавшись, вернулся домой в Райсельхозтехнику, преобразованную из Новичихинской МТС. После непродолжительной работы на тракторе, ремонтном обслуживании машин получил грузовик. Объездил весь район, был и далеко за его пределами. В уборку переводили на комбайн. Это занятие стало основным в моей жизни.
– Повидали на своем веку Вы немало. В чем, на Ваш взгляд, позитивное развитие района, края? Видимо, при этом не обходилось без трудностей?
– Алтай развивался в непростых условиях. Переброска в войну нескольких заводов в край дала толчок росту промышленного производства. Постоянное внимание уделялось сельскому хозяйству. Помню по газетным сообщениям, статистическим сводкам, показатели вырабатываемой предприятиями продукции росли. Алтайский край стал называться хлебной житницей Сибири. Все это достигалось рабочими руками.
Условия, в которых трудились люди, были не из лучших. Продукцию давай, перевозки выполняй при том, что лишь несколько единиц техники размещались в гараже. Что такое зимой поставить автомобиль на открытой площадке? Водители приходили рано утром, чтобы факелами, паяльными лампами отогревать двигатели. А как привести в рабочее состояние, например, примерзшие тормозные колодки!?
Шоферы, ремонтники часто простужались, но старались переносить недуг на ногах. Недовольство выражалось и в своем кругу, и на рабочих, партийных собраниях. Разногласий в оценке ситуации не было. Рядовые работники, руководители сходились в одном: наш труд необходим, поэтому будем терпеть неудобства.
– Владимир Ильич, рассказанное Вами в чем-то похоже на сегодняшний день. И тогда, и сейчас надеемся на благополучие, которого можем и не дождаться. От чего, от кого это зависит?
– Конечно, хорошо, когда страной, краем, районом, предприятием «рулят» умные, способные руководители. Но у них не семь пядей во лбу, чтобы все знать и уметь. Чиновники же негативные факты, по возможности, скрывают. Простые люди могут рассказывать объективно. С уважением отзываюсь о руководителях из числа тех, кого знаю. Первый секретарь Алтайского крайкома КПСС А. В. Георгиев хорошо занимался промышленностью, сельским хозяйством, социальной сферой. Первый секретарь Новичихинского райкома КПСС М. А. Малахов поднимал район после его восстановления как административной единицы. Больше всего пользы принес первый секретарь райкома КПСС В. В. Кириловский – новостройками. Управляющий Райсельхозтехникой И. Ф. Усольцев по-деловому решал вопросы. Нынешний губернатор А. Б. Карлин работает активно, как говорится, с толком, с расстановкой.
– Владимир Ильич, Вы говорили, что рядовые работники заинтересованы в улучшении дел, и без непосредственного их участия невозможно добиться перемен на производстве…
– Расскажу на собственном примере. В 1973 году шоферов «припекли» холода, разные неурядицы. Всему начальству в районе жаловались, толку нет. «Давайте, – говорю, – напишем в «Правду» – центральную партийную газету». Реакция на предложение была в основном такой: бесполезно, в «Алтайку» ведь уже обращались, сдвигов нет. Но хочешь, пиши. Сел я за бумагу, за пару вечеров написал несколько страниц. Пытался собрать подписи: кому предложу, отказываются. Так, от своего имени и отправил письмо. С месяц ни слуху, ни духу. Потом в коллективе шумок пошел: в крае интересуются положением дел в райсельхозтехнике, в райкоме, райисполкоме забеспокоились. В то время в мои обязанности входила развозка запчастей из Поспелихи по хозяйствам района. В тот раз загрузился уже на исходе дня, выехал, возле Мамонтово меня встречает ГАЗик управляющего. Оказалось, за мной: надо торопиться. В нашем ведомственном клубе собрали народ, чтобы обсудить письмо: приехал управляющий Крайсельхозтехники И. И. Эртель. Но не получилось: позвонили и срочно вызывали его в Москву. Через полмесяца собрались вновь. Когда мне дали слово, я его спросил: «Раньше Вы уже бывали у нас, находите изменения?» «Все нормально, все на месте стоит», – отвечал. «Вот именно, никаких перемен, а надо бы». В общем, люди письмо мое поддержали. Эртель пообещал дополнительное финансирование и материально-техническое снабжение. Слово сдержал. Начали строить СТО. И. Ф. Усольцев потом мне передавал слова, сказанные ему Эртелем: благодари того мужика, что письмо написал, иначе никакой помощи бы Райсельхозтехника не получила.
–Таким итогом можно быть довольным. Владимир Ильич, Вас притесняли за то, что «сор из избы вынесли»?
– Нисколько. Ведь я болел за общее дело и добросовестно работал на своем месте. У нас в Райсельхозтехнике все трудяги. Специалисты-профессионалы считали нормой научить товарища, передать опыт. Например, слесарь-шлифовщик Б. И. Фишер брал меня на обучение. Потом я его заменил и впоследствии передал, что умел, нашему токарю-расточнику А. К. Горячих. Сам же я считал правилом идти туда, где я был нужен. Вот потребовался предприятию автокрановщик, я пошел учиться и потом работал по этой специальности.
– Владимир Ильич, время сейчас другое. Многие люди не могут устроиться на работу…
– Согласен, страна изменилась. Есть сложности, преодолеть которые можно только самому. Надеяться на то, что все разрешится само собой – это несерьезно. Если человек активен, инициативен, он найдет себе дело. Хочется пожелать землякам, особенно молодежи, успехов, удачи, благополучия!