Стенам дома Евгения и Людмилы Морозовых в Солоновке не менее ста лет, в нём и сейчас потолок держится на матице, как было принято строить в те времена. Он и по метражу остался с той поры маленький, но снаружи и внутри приобрёл по замыслам и стараниями хозяев современный вид, и вполне устраивает семью.
А достался этот домик им подарком от бабушки Евгения в день его свадьбы около двадцати лет назад (фото молодожёнов из семейного альбома вы видите на снимке), как и по тёлке и по поросёнку, а также другая живность — от родителей на обзаведение хозяйством. Несомненно, что вместе со всем этим передались и лучшие семейные качества старших поколений. Остаётся только гадать, с умыслом или без, но поступили их отцы и матери как в той мудрости об удочке, которую нужно дать проголодавшемуся человеку вместо готовой рыбы, чтобы он сам мог прокормиться. Словно предчувствовали они, что наступают времена (шёл 1992 год), когда с изменением уклада жизни в государстве во всём нужно надеяться только на свои силы и возможности.
Сейчас во дворе Морозовых три коровы, и выручка от продажи молока – одно из важных подспорий в формировании семейного бюджета наряду с механизаторским заработком хозяина и товарными дивидендами на паи в фермерском хозяйстве, где работает Евгений. А Людмила осталась не у дел, не нужны стали её бухгалтерские способности. Впрочем, не только их семью посетила безработица, принудив расширять подсобное хозяйство.
Однако, по большому счёту, не только дом как жилой угол и всё другое вещественное определяет бытовые будни Морозовых. Во главу угла поставлены тёплые и доверительные взаимоотношения между членами семьи, которые вытекают, в конечном счете, в удовлетворяющие каждого из них совместные решения по любому жизненному вопросу и становятся привычкой. А привычка, как метко сказано в одном из стихотворений Пушкина, «…свыше нам дана, замена счастию она». Здесь принято знать и уважать мнение и интересы как родителей, так и детей, заводить душевные разговоры без утайки мысленных желаний, чем и поддерживается благоприятный семейный климат.
Все это – плоды негласного, но действенного семейного совета. Может и громко сказано, но по сути именно так. Чем, скажите, плохо, что в доме полюбовно распределены посильные обязанности в ведении хозяйства? Например, шестиклассник Артём надробит зерно, накормит и напоит коров, выполнит другую работу или приготовит для всех салат. Это в его понимании – естественный долг, а не повинность, как воспринимается то же самое детьми в иных семьях, где участие в делах строится приказным порядком, и в ходу уловки для отлынивания.
Что касается внутрисемейных отношений Морозовых, то Артём знает в лицо и по именам однокурсников сестры Натальи, которая в этом году стала студенткой Барнаульского медицинского университета. Казалось бы, зачем это ему? Оказывается, Наталья привезла домой фотографию учебной группы, а он проявил ревностный интерес к её новому окружению, и она терпеливо ответила на его вопросы, что далеко не каждая взрослая девушка сделает для малолетнего брата. И сам Артём готов для сестры расстараться. По его просьбе, к примеру, начали разводить кроликов, чтобы можно было деликатесным мясом обеспечивать студентку. Такое взаимное внимание дорогого стоит. Или как не радоваться родителям, что дочь не забывает позвонить домой, порадовать их своими успехами и даже посоветоваться с матерью о том, что приготовить себе на ужин. А сын не огорчает отметками в школьном дневнике и поведением.
А как здорово, что по завершению посевных и уборочных кампаний хозяина семейства ожидает посвящённое ему традиционное праздничное застолье с чаем и тортом! К слову сказать, внутрисемейные праздники проходят без капли спиртного, Морозовы-старшие не признают алкоголь в качестве необходимости…
Отдельного внимания заслуживает и собственно дом семьи Морозовых — с высокой крышей под шифером, со старанием декоративно обшитый деревом, с пластиковыми окнами, обнесённый простенькой, но красиво оформленной оградой с скамеечкой у калитки. А внутри имеются все самые необходимые материальные атрибуты современной жизни, которым нашлось место и в малом пространстве домика. Например, на заказ выполненная мебель во всех комнатках, стиральная машина-автомат, компьютер с выходом в Интернет и музыкальный центр, не говоря уже о телевизоре, телефоне и многочисленных комнатных растениях и цветах.
Теснота – теснотой, но, обсудив задумку со всех сторон, пожертвовали частью прихожей для миниатюрной обеденной зоны с мягким угловым диваном. Впрочем, как таковой прихожей-то и нет. Прямо с входа оказываешься на кухне — в этой вотчине хозяйки, которая ради расширения площади ни за что не позволит тронуть русскую печь, занимающую немало места, но позволяющую круглый год кормиться хлебом собственной выпечки. А уют и порядок в доме поддерживаются по следующему принципу: чистота не там, где часто убирают, а там, где не сорят.
Наконец, Морозовы не замыкаются в кругу бытовых будней, а скрашивают их полезным и приятным времяпрепровождением. Это и семейные или с друзьями выезды на пикники, и туристическая поездка в Горный Алтай, и занятия спортом, и непременное участие в сельских общественных мероприятиях. Евгений и Людмила дорожат многолетними дружескими отношениями со своими одноклассниками, большинство которых осталось жить в родном селе. Евгений не упускает возможности погонять шайбу в хоккейной команде, Артем — заядлый любитель футбола, имеет купленную на семейные средства спортивную форму, знаток событий в футбольном мире. На сельском спортивном празднике Морозовы выставляли семейную команду. Наталья вместе с любимой бабушкой, полной своей тезкой Натальей Евгеньевной (штрих к семейному портрету: именем матери и свекрови назвали дочь) постоянно участвовала в художественной самодеятельности в качестве солистки и даже в дуэте с бабушкой пела. Кстати, Наталья Евгеньевна-старшая, пользующаяся любовью и непререкаемым авторитетом в семействе, по жизни общительная и активная, является председателем совета ветеранов села.
И вторая бабушка младших Морозовых – Зоя Семёновна Кашина – окружена заботой и вниманием родных людей. А её руки в буквальном смысле обогревают их связанными ею шерстяными изделиями. По мере сил она и в хозяйственных делах оказывает помощь словом и делом.
…Таково краткое повествование о рядовой сельской семье. Пусть и дальше её жизнь продолжается заведённым порядком, вызывая только белую зависть окружающих.