История скрыта в земле. Там спрятаны все ее тайны и сокровища, радости и горести наших предков. Именно в земле, а не в древних рукописях, которые могли быть написаны под влиянием правителей, кроется истина. А разгадывают ее археологи. Ведь недаром говорят «археология – помощница истории». С одной из самых загадочных наук уроженка Новичихи Лариса Смирнова и связала свою судьбу. В 2002 году газета «Сельчанка» уже писала о ней. Спустя тринадцать лет назад корреспондент вновь побеседовал с героиней этой статьи, только уже Л. Н. Лихачевой.
Без достаточной доли авантюризма и любви к истории люди в археологию не приходят. Ведь экспедиции – это трудоемкая работа, здесь необходимы хорошая физическая подготовка и выносливость. Но стоит найти хотя бы несколько экспонатов, сохранившихся, скажем, со времен средневековья, и жажда прикоснуться к истории никогда не покинет. Что можно сказать и про Ларису Николаевну. Еще в школе она с особым интересом посещала уроки истории. Поэтому когда настал момент выбора профессии, выпускница решила поступать на исторический факультет археологического отделения АГУ.
Будучи студенткой третьего курса, девушка в 2002 году побывала в Новичихинском районе на своей первой археологической разведке местности. В ходе исследований территорий вокруг озер Парасково, Песьяное, Горькое экспедицией были зафиксированы памятники неолитического периода, найдены орудия начала железного века, отмечены остатки поселений.
Отучившись пять лет в университете, Лариса Николаевна пошла дальше, в магистратуру, где защитила диссертацию и осталась работать в вузе, в научно-исследовательском секторе.
Настоящему археологу интересна любая тема. Каждая увлекает и кажется новой, неизведанной. Во время научных экспедиций специалистам очень часто приходится работать с захоронениями. Это один из важных сегментов, с помощью которого можно узнать о быте людей того времени, их занятиях и вере.
Одним из запоминающихся исследований для Ларисы Николаевны стали раскопки в Монголии. Своих археологов в этой стране не хватает, поэтому русских приглашали сюда на помощь не единожды.
Группа специалистов вместе с Ларисой Николаевной работала в долине, где было много погребений, разных народностей, отличающихся по социальному уровню, времени захоронений. Поездка оказалась плодотворной, было найдено много ценного материала, но не обошлось и без трудностей, например, некоторые курганы достигали в диаметре 130 метров, раскапывать каменно-земляные насыпи оказалось не так-то просто. Открытия археологов стоят им многих часов кропотливого труда и хорошего терпения. Раскопки тяжелы не только потому, что необходима большая физическая сила. Археологи очень осторожно снимают землю, слой за слоем, а при обнаружении остатков древности, используют уже не лопаты, а маленькие кисточки и щёточки.
Попутно проводя раскопки, Лариса Николаевна ознакомилась с нынешними обычаями и культурой в современной Монголии. Ее группа жила в гостинице, но она обратила внимание, что рядом со зданиями, привычными для нашего глаза, стоят юрты, в которых проживают местные жители. Даже монгольский коллега Л. Н. Лихачевой тоже располагался с семьей в таком жилище. Юрта устроена по единому принципу – вход всегда расположен с южной стороны, в западной части – гостевая и мужская половина, восточная половина – женская и кухня, а напротив входа расположен алтарь с иконами и фотографиями предков. Круглая форма жилища защищает ее от сильных порывов ветра, который часто бушует в степи. Монголы придерживаются традиций предков и не представляют себе, как можно жить в помещении, где есть острые углы. Несмотря, что сама юрта навевает эпоху средневековья, здесь имеется современная бытовая техника, проведено электричество, а рядом припаркованы иномарки.
Национальная кухня монголов тоже отличается от нашей, в ней в основном преобладают мясные блюда, зато отсутствуют овощи – морковь, свекла, картофель. Они не едят хлеб, вместо него пекут лепешки и готовят рис. Чай люди степей пьют соленый и с молоком, – такой напиток лучше помогает утолить жажду.
Одеваться Ларисе Николаевне с коллегами пришлось как можно проще. Поскольку в Монголии существует обычай, если какому-нибудь человеку понравилась твоя вещь, он может подойти и попросить обменяться с ним, в случае же отказа монголы сильно обижаются.
В 2006 году Л. Н. Лихачева вместе с группой научных сотрудников вела раскопки в Горном Алтае. На том месте, где планировалось строительство Катунской ГЭС, существуют фрагменты тюркских и скифских курганов, могильники. На подготовительном этапе специалисты столкнулись с проблемой: из-за того, что переправа через Катунь в непригодном состоянии, им пришлось 30 километров добираться до места от Чемала до подвесного моста на транспорте, затем пешком еще около четырех километров, а оборудование перевозить по руслу небольшой речки.
В местности, где проводились исследования, не было никаких поселений, Ларису Николаевну поразили величие и красота нетронутой человеком природы, а работе археологической экспедиции не мешали даже туристы.
Л. Н. Лихачевой посчастливилось посетить в Анапе археологический музей «Горгиппия» под открытым небом. Так, кстати, назывался греческий город, который был уничтожен в 238 году в результате сильного пожара, устроенного готскими дружинами. Здесь можно прогуляться по городскому кварталу, мостовые которого вымощены плитами, а вдоль домов идут тротуары. Вот только, к сожалению, наземные этажи зданий не сохранились, уцелели лишь огромные подвалы, в которых хранились вино и зерно, размещались мастерские ремесленников, общественные коммуникации. Лариса Николаевна ознакомилась с различными находками – это терракотовые статуэтки, керамическая посуда, мраморные и бронзовые скульптуры, монеты и многое другое.
Жители Алтая часто ездят летом отдохнуть в Колывань, но не все знают, что там тоже ведутся раскопки, в которых непосредственное участие принимала и наша землячка. Славится село месторождениями поделочных камней — порфиров, яшм, кварцитов. Горная Колывань является частью Рудного Алтая. Здесь издавна производилась добыча и плавка медных руд. В районе еще сохранились следы деятельности древних рудокопов, так называемые «чудские копи» (III — I тысячелетие до н. э.). Отсюда началось освоение Алтая русскими первопроходцами, и здесь зародилось горнозаводское, а затем и камнерезное дело.
Все находки Ларисы Николаевны были связаны с тем временем, когда в этой местности начала развиваться металлургия. Она раскапывала бронзовые и камнерезные изделия, а в 2012 году ее коллегам даже удалось найти прототип металлоплавильной печи.
Недалеко от места, где работала Л. Н. Лихачева, был разбит лагерь геологов, которые вели деятельность в карьере месторождения горного хрусталя. Специалисты их отряда охотно общались с археологами, рассказывали много познавательного о минерале. На память Лариса Николаевна привезла с собой кусочек хрусталя кофейно-молочного цвета, который хранится у нее дома.
Работа у археологов действительно интересная, чем Лариса Николаевна вполне довольна, да и личная жизнь у нее после учебы сложилась благополучно, молодая женщина вышла замуж, родила сына и теперь находится в декретном отпуске. Как только определит ребенка в детский сад, сразу приступит к научной деятельности, ведь еще столько всего осталось нераскрытого…