Нынче Зое Григорьевне Шангиной из Поломошного исполнится 80 лет. Позади длинный жизненный путь, полный невзгод и лишений.
Как и многим сверстницам, ей досталось поработать в нескольких качествах. В годы, когда поднимали целину, трудилась на прицепе у приезжего парня Николая Ягронюка, а потом – поваром. Людей в бригадах было много, готовили и завтрак, и обед, и ужин – весь день на ногах. Но она к трудностям с детства привыкла. Отец ушел на фронт и погиб в 1942 году. Младшему Володе и года не было. Мама троих детей одна бы не подняла, и Зоя, бросив учебу в школе, пошла работать.
Семейная жизнь в первом браке не сложилась, и Зоя вторично вышла замуж за механизатора Владимира Харитоновича Шангина. В колхозе к тому времени много скота развели, требовались животноводы, и Зоя Григорьевна пошла на ферму. Она с теплотой вспоминает своих подруг-животноводов – Марию Букрееву, Марию Тетерину, Марию Шулдякову, Марию Евсюкову, Валентину Анчевскую, Валентину Коревик, Клавдию Голубеву, Людмилу Дробину, Екатерину Борисову и многих-многих других. Лучшим из скотников Зоя Григорьевна называет Ивана Фадеевича Черепанова, но и другие работали на совесть. Между коллективами было организовано трудовое соперничество, и правление колхоза лучших награждало ценными подарками, почетными грамотами, в честь победителей на центральной усадьбе поднимали флаг, а фото помещали на Доску почета.
Зоя Григорьевна была отмечена неоднократно. Работе отдавалось очень много времени: к пяти утра уже все животноводы спешили на свои места, а домой возвращались затемно.
Зоя Григорьевна и Владимир Харитонович воспитали двух дочек – Людмилу и Галину. У них 4 внуков и две очаровательные правнучки, в которых Зоя Григорьевна души не чает. Владимир Харитонович после долгой болезни умер, и теперь Зоя Григорьевна живет у дочери. Здоровье уже плохое: и ноги болят, и сердечко пошаливает – годы берут свое.
Жалеет Зоя Григорьевна, что молодым сейчас в селе нечем заняться, уезжают на Север или вообще меняют место жительства.
– А ведь в наше-то время даже в отпуск некогда было идти, столько работы было. Часто после дойки ехали или на ток, или на полевой стан, грузили машины и выполняли многое другое. Трудно было, но мы не унывали, работали с песнями, шутками. На фермах соблюдали чистоту и порядок, каждый четверг к нам из района приезжали с проверкой. Когда начинала только трудовую деятельность, – говорит Зоя Григорьевна, – коров доили вручную, со временем все механизировали. Молокопровод обслуживал и Иван Поломошнов и Николай Митько. Зоотехником был Г. С. Сандулов. За здоровьем животных следили ветработники А. Грибанов, З. Уланская, М. Поломошнова.
Когда нахлынут воспоминания, Зоя Григорьевна перебирает фотографии. Многих ее подруг уже нет, но в памяти они остались навсегда. Любила Зоя Григорьевна на досуге посмотреть какую-нибудь интересную передачу по телевизору, а теперь говорит, его даже страшно включать, такие картины карательной операции на Украине, расправы над людьми – своими же соотечественниками. Быстрее бы уже там мир наступил, жалко, что гибнут простые люди.