Что возникает перед глазами любого человека при слове «валяние»? Конечно, русские валенки или как их еще называют в простонародье пимы, однородно серого или черного цвета, довольно грубые, предназначенные для выхода на улицу. Когда-то без них не обходился деревенский люд, щеголяя в теплой обувке в самые трескучие морозы.
Со временем у пимокатов все меньше стало работы, овечья шерсть стала использоваться в большинстве случаев для вязания носков да варежек. Но оказывается, шерсть может быть современной в лучшем смысле этого слова. В изделии она мягкая, уютная, несет на себе любые цвета и имеет различные рисунки. В этом может легко убедиться каждый, кто хотя бы однажды увидел вещи, изготовленные М. Н. Плотниковой из Новичихи. Особенно привлекают внимание удобные, невесомые валеночки или пинетки для малышей.
С Мариной Николаевной я встретилась на рабочем месте. Она сидела в светлом, просторном классе за учительским столом, готовясь к занятиям. Через некоторое время после начала нашей беседы помещение стало заполняться детьми – скоро прозвенит звонок на урок в 3 «б», где М. Н. Плотникова является классным руководителем. И снова начнется повседневная суета, во время которой нет времени думать о чем-то постороннем, отвлекающем от учебного процесса. И так длится уже около 17 лет…
Когда-то Марина Николаевна и слыхом не слыхивала, что на Алтае есть такое село – Новичиха. А выросла она тоже в Сибири. В Красноярском крае есть такой поселок – Осиновый мыс, где находился крупный леспромхоз. Именно там прошли школьные годы Марины. Творческая жилка в девочке была видна с ранних лет. Сколько помнит себя, любила рисовать. Видя любую чистую поверхность, даже парту, тут же произвольно начинала ее разрисовывать, не задумываясь о последствиях…
Среди родственников Марины были люди небесталанные. Отец для своей малолетней дочери изготовил деревянную качалку для куклы, двоюродный брат тоже неплохо рисовал, а двоюродная сестра со вкусом шила. Поэтому к моменту окончания школы в 1983 году девушка мечтала связать свою жизнь с творческой профессией. Хотела стать дизайнером интерьеров. Поблизости учебного заведения, готовящего таких специалистов, не было. Ей так и не хватило смелости, прежде всего из-за материальных соображений, пуститься в дальнюю дорогу в Прибалтику: мама Марину с пяти лет воспитывала одна, и в доме не было большого достатка.
Параллельно с творческими порывами у девушки существовала еще одна страсть – педагогика, которая впоследствии затянула в свои силки. Сначала с подружками играла в школу, а потом в старших классах начала выписывать журнал «Семья и школа», который изучала от корки до корки. Все это в конечном итоге привело к тому, что Марина поступила в педагогический вуз. В 1991 году она познакомилась и вскоре вышла замуж за Андрея Плотникова, который был родом из Новичихи. После этого молодые супруги какое-то время жили в Красноярске, где М. Н. Плотникова вела кружок вязания, к тому времени она научилась ловко обращаться со спицами и крючком. Недавно одна из ее воспитанниц нашла бывшего педагога по Интернету, и они с удовольствием вместе вспомнили прекрасное время.
Плотниковы переехали в Новичиху, у них родилась дочка Катя. Для малышки мама, конечно же, сама шила платьица, вязала шарфики, кофточки. Все эти вещи вязала и по потребности души.
В 1995 году Марина Николаевна поступила на работу в НСШ. Сначала пришлось вести продленку, рисование, надомное обучение ребят, а лишь после десятка лет ей дали класс в начальной школе. Последние восемь лет жажда творчества поостыла, притаилась в глубине души – слишком много времени забирает педагогическая профессия. Ведь работа у учителя продолжается и дома за планами уроков, проверкой тетрадей, изучением новинок методлитературы. А в последнее время в связи с модернизацией образования требования к педагогам стали еще жестче, появилась куча бумажной отчетности. Еще в школе постоянные стрессы, а, по мнению Марины Николаевны, душа во время творчества должна быть свободной и легкой.
И все-таки творческий взрыв произошел. В прошлом году у родственников родилась внучка. Чтобы связать пинеточки для малышки, М. Н. Плотникова открыла сайт в Интернете «Ярмарка мастеров», где увидела изделия, сделанные с помощью валяния овечьей шерсти. Это искусство по-другому еще называют фелтинг. Изучив поэтапно технику изготовления, поняла, что это ей интересно. Почему бы не попробовать?
В ту ночь открытий Марина Николаевна не могла уснуть от впечатлений, полученных от просмотра изделий мастеров. Вскоре первая вещь появилась на свет, открыв дорогу другим, более совершенным и привлекательным.
– Смотрю сейчас на первые свои изделия и вижу все их недочеты: неровности, пустоты. Иногда заказчики подсказывают, чем украсить вещи. Например, на одних детских валеночках по желанию клиента «расцвели» маки, – рассказывает мастер. – Вспоминаю, как обула первый раз валенки, они были такие невесомые, что, казалось, иду по снегу босиком, но ноге было необыкновенно уютно.
Не всякая шерсть годилась на поделки, кроме белого цвета следовало учитывать жесткость, длину руна. Сначала мастер покупала ее на рынке у торговца валенками, затем появилась постоянная поставщица из местных жителей.
Кстати, из-за невостребованности шерсть очень часто вывозят на свалку, а между тем, это универсальный материал для изготовления одежды, который подходит всем, обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке). Это чудо природы защищает и от холода, и от зноя, придает чувство комфорта и даже лечит. Неслучайно поэтому обладатели изделий от Марины Николаевны чрезвычайно довольны ими. Так было и с подругой из Германии, которой мастер отправила в подарок свалянные тапочки. Теперь даже в дальней поездке та не расстается с полюбившейся вещью.
Вместе с М. Н. Плотниковой разглядываем на фото ее изделия, здесь нет два одинаковых. Все, что сделано своими руками, всегда привлекает к себе внимание и не сравнится со штампованными на конвейере вещами, ведь к каждой работе мастер подходит индивидуально. В каталоге встретила валенки, шарф, бусы для дочки, которая учится на факультете иностранных языков Барнаульской педакадемии. Как, наверное, завидуют Кате сверстницы, видя эксклюзив!
Вот так незаметно прошло полтора года. Поначалу, для того, чтобы заниматься валянием, мастеру постоянно требовалось из скромной учительской зарплаты выкраивать деньги для покупки необходимого сырья. Кроме обычной шерсти на второй слой изделия нужен цветной кардочес, который выписывается из Интернета и стоит 60 руб. за моток, более тонкая пряжа – по 200-300 рублей. А сколько еще мелочей надо предусмотреть! Взять хотя бы те же бусинки, которые она использует для украшения.
Молва о необычном хобби М. Н. Плотниковой быстро распространилась по округе. Спрос на ее яркие поделки вскоре стал превышать предложение. С одной стороны, это хорошо, у мастера появилась возможность не только оправдать вложенные средства, но и немного заработать. Но, с другой стороны, где взять столько времени, чтобы выполнить все заказы? Любимому занятию Марина Николаевна может посвятить только субботние вечера да еще каникулярное время. Тогда она полностью отключается от внешнего мира, забыв о еде, отдыхе, сне.
– Для работы необходимы шерсть, теплая вода, мыло и две руки, которые сухую шерсть заданного цвета раскладывают на столе, покрытом пупырчатой пленкой. Сверху делаю рисунок из цветной шерсти, накрываю москитной сеткой или лучше редким тюлем. Затем смачиваю мыльным раствором и начинаю тереть руками в разных направлениях до тех пор, пока отдельные пряди хорошо не сцепятся между собой и не будут отрываться. Смываю мыло теплой водой, слегка отжимаю и сушу. К примеру, на изготовление тапочек у меня уходит часа полтора-два. С изделиями непросто расставаться, ведь между ними и мною уже образовалась невидимая связующая ниточка, – рассказывает М. Н. Плотникова.
Какие цвета предпочитает умелица в своих изделиях? В зависимости от ситуации и настроения они могут быть разные: от красного, розового до голубого, синего и белого.
В своем творчестве Марина Николаевна, несомненно, хочет двигаться дальше. По-прежнему она каждый вечер с интересом просматривает новые поделки, выставленные на «Ярмарке мастеров». Чтобы замахнуться на большие работы – изготовление палантина, жакета – надо брать мастер-класс либо посвящать этому много времени, а единомышленники творят в основном в Москве и Санкт-Петербурге, добраться до них весьма непросто.
Не знаю, да и сама Марина Николаевна не знает, насколько долго продлится ее нынешнее хобби, которое приносит в жизнь массу позитива и положительных эмоций. Возможно, вскоре захлестнет что-то новое, как в свое время произошло наваждение с английским языком. Вплотную занявшись им, педагог прошла специализацию, получила необходимый документ и теперь преподает данный предмет у младшеклассников. В любом случае хочется, чтобы среди нас было как можно больше людей, стремящихся к саморазвитию, проводящих свободное время с пользой для себя и других.