Блестящую на солнце свежевыкрашенную карету Василий Петрович легко выкатил из своей просторной мастерской на середину двора, покрытого зелёным ковром спорыша. На резиновом ходу, с высокими рессорами, удобным, мягким для пассажиров и непритязательным кучерским сидениями, это изделие – современный вариант извозничьих экипажей из кинофильмов о давних временах. В нём сочетаются и привлекательный внешний вид, и функциональность. Запрягай рысака, и от желающих прокатиться на транспорте в одну лошадиную силу отбоя не будет!
Впрочем, в позапрошлом году летом Василий Петрович дважды так и поступал: в выходные дни катал за определённую плату людей на базе отдыха «Сикачи». Мог бы и бизнес открыть…
Но продал он в прошлом году и лошадь, и сбрую, и тот экипаж. Годы берут своё, и пришлось заядлому лошаднику расстаться с любимым увлечением, хотя и не просто далось такое решение. Всё-таки лет тридцать держал, бывало, и по две лошади помимо бурёнки (а то и двух) и прочей домашней живности. Теперь на хоздворе лишь куры.
Всё на усадьбе и в доме супругов Вельможиных указывает на страсть хозяина к лошадям, начиная с нарисованной его рукой на сплошном заборе рядом с калиткой лихой новогодней тройки и изображений любимых животных на стенах всех дворовых построек. А в доме – картины, статуэтки (в том числе и хрустальная) на эту же тему.
…Еще будучи малышом, как рассказал Василий Петрович, он самостоятельно ходил за лошадью на луг, но чтобы оказаться на ней верхом, ждал, когда та опустит голову к траве, быстро надевал узду и по гриве ловко взбирался на её спину. Не было в детские годы большей радости, как прокатиться на коне и поухаживать за лошадьми. Недаром каждое лето он с 12 лет заправски конюшил в колхозе, что даже записано в его трудовой книжке.
Долго ещё в своей рабочей жизни не расставался Василий Петрович с лошадьми, пока не появились автомобили, и он стал шоферить. Но страсть не прошла, и как только стало возможно иметь коня в личной собственности, он привёл его на подворье. Надо ли рассказывать, какой заботой были окружены его бывшие любимцы? Естественно, лошадиная сила выполняла и предназначенные для неё в упряжке хозяйственные функции. А держал Василий Петрович только видных по всем статьям коней.
Но и расставшись с лошадью, он взялся и сделал второй конный экипаж, который иначе как каретой не назовёшь. Есть задумка смастерить ещё одну. Обладая кузнечными навыками, сам изготавливает нужного фасона рессоры из старых автомобильных, владеет электросваркой, не говоря уже о столярных инструментах (кстати, подаренным на день рождения элетролобзиком он уже вырезает деревянные кружева).
В основном в дело идёт разный бросовый, но вполне пригодный материал. Не может Василий Петрович обходиться без дела, а в выборе занятия у него раздумий не было. Есть ещё шорная мастерская, и уже просятся в руки инструменты для изготовления комплекта сбруи, да не простой, а так называемой «наборной».
…Усадьба пенсионеров Вельможиных прячется в таком закоулке Новичихи, что, даже зная адрес, непросто её найти. Такое уж выпало место под постройку. Но кто видел их аккуратный небольшой дом, непременно отметил про себя хозяйственную струнку жильцов.
Добавлю, что супруги Вельможины – общительные люди. Василий Петрович – активный общественник, председатель административной комиссии при Новичихинском сельсовете. Римма Петровна – участница хора ветеранов районного Дома культуры.
Сергей ТРУХИН.