Не знаю, сохранился ли и применяется в России один из фундаментальных принципов, а может быть и законов права: «Любой подзаконный акт может улучшать содержание закона, его исполнение, а ухудшать и затруднять исполнение не имеет права».
Этот принцип применяется почти во всех странах Европы.
По какому поводу сыр-бор, почему эта казуистика волнует бывшего учителя, а ныне пенсионера? А вот по какому.
Когда-то, в годы обыкновенного, потом развитого социализма, по постановлению или закону советской власти, принятому в начале тридцатых годов, учителям и медикам без всяких предварительных условий привозили топливо. Бесплатно. Уголь, правда, был чаще всего плохого качества, дрова доставляли долготьем и их пилили и кололи, кто как мог.
Совсем недавно грянул гром с ясного неба. Чиновники от наробраза объявили работающим учителям и пенсионерам.
– Сначала оплатите стоимость и доставку топлива, потом мы вам привезем дрова и уголь. Или купите это где-нибудь и докажите факт покупки документами.
Деньги мы вернем. Когда-нибудь. Не все. Без оплаты за привозку.
Произошло ли ухудшение закона и его исполнение?
Да. Попробуем доказать это на примере моей семьи. Мне и супруге – бывшим учителям, положено 5,250 т угля и 5 кубометров дров. Если я куплю уголь у частника, то должен уплатить за тонну 2600 руб. Умножаем 2600 х 5 ¼, получаем 13600 рублей. Дрова чурками обойдутся в 6000 рублей. Итого за уголь и дрова надо набрать 19650 рублей. Сумма для работающих учителей и медработников немалая, и вот тут начинаются трудности. Надо экономить, брать деньги в долг. Зарплата и пенсии ведь, мягко говоря, скромные. А сколько волокиты с поездками в бухгалтерию, кстати, не бесплатно.
За разъяснением: прав или неправ, я обращался в прокуратуру всех уровней, вплоть до генеральной. Ответы получал невразумительные. Везде цитировали закон без комментариев. Никто не ответил на вопрос: какой чиновник издал постановление, затрудняющее исполнение закона, создающее трудности для учителей и медиков?
Обратился в Конституционный суд РФ с четко поставленным вопросом и на него получил такой же ответ. Вот если бы что-то угрожало, тогда бы…
А ведь нарушено фундаментальное право: исполнять закон без всяких дополнительных условий.
Вот и мучаемся мы, получая то, что положено по закону.
Обращаемся к коллегам. Давайте пошлем коллективное обращение к губернатору с просьбой отменить вредное для нас постановление. И назвать фамилию его автора.
Г. СКВОРЦОВ.
Р.S. Вопрос последний. Мы лет пять не брали уголь. Куда делись деньги, на которые должны были купить топливо?
Нет затрат — нет компенсации
Хотя письмо написано в форме рассуждения-предложения (если не считать вопроса «постскриптум»), и не требует комментариев, редакция решила их сделать.
Слово начальнику управления соцзащиты населения по Новичихинскому району Т. И. Мирошниченко:
– Порядок и условия предоставления компенсации педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88 и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (утверждены постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99).
Выплата компенсации за твердое топливо (уголь, дрова) носит заявительный характер и выплачивается только при предъявлении в управление платежных документов по факту приобретения твердого топлива. Денежные средства на выплату компенсации носят целевой характер. Поэтому ответ на вопрос автора письма о том, куда делись деньги за уголь, который он не приобретал в течение пяти лет, очевиден: никуда. Они и не приходили на счет. Нет подтвержденных документально затрат на топливо – нет и компенсации на них. Скворцов Г.С. и его супруга получили компенсацию за дрова без использования угля в 2008,2010,2011,2013 годах. За ними сохранилось право на компенсацию за твердое топливо и в текущем году.
Компенсация за транспортные услуги по доставке твердого топлива Законом № 88-ЗС и Правилами № 99 не предусмотрена. Но в крае существует судебная практика по положительному решению данного вопроса.
Нам бы эти заботы…
Автора «вредного постановления» отыскать невозможно. Законы Алтайского края принимаются после их детальной проработки в постоянных комиссиях и комитетах, а затем уже идет их обсуждение на сессиях АКЗС. Так что решение было коллегиальным, и инициировано оно не на пустом месте.
Я помню, сколько было у педагогов по поводу оплаты коммунальных услуг до этого. Они жили в домах с печным отоплением, другие получали тепло централизованно. Не все бюджетники были довольны размером получаемой компенсации. Впрочем, не будем возвращаться к тому, что уже прошло…
То, что сегодня сумма льгот «привязана» к фактическим затратам, воспринимается вполне логичным. Деньги должен считать не только каждый из нас, но и государство в целом. Педагоги же, по большому счету, ничего не потеряли. Им компенсируют 100 процентов затрат на коммунальные услуги. Как отметили в Управлении соцзащиты населения, эта категория льготников находится в привилегированном положении. Утвержденный норматив умножается на площадь квартиры (дома) и получается сумма возмещенных государством средств. Для инвалидов, ветеранов труда и других льготников правила такие: Норматив умножается не на всю площадь жилья, а только на 21 квадратный метр. Если в семье два льготника, то это будет 42 кв. м. Тогда сумма компенсации составит в пределах 3 тысяч рублей, а педагоги менее 10 тысяч не получают! Пусть даже приходится раз в году побеспокоиться о справках…
«Нам бы эти заботы!» – сказал один из моих хороших знакомых предпенсионного возраста, с 38-летним трудовым стажем. Когда ему исполнится 60, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» 40-летнего стажа у него не будет, так как после школы он 4 года очно обучался в техникуме. Трудился всю жизнь добросовестно, в частых рейсах и командировках изрядно подорвал здоровье. Пенсия же предвидится небольшая, поэтому льгота в 1,5-2 тысячи рублей для него существенна.
– Буду стараться работать и после 60 лет, чтобы стаж «добить». Почетные грамоты у меня есть, в том числе и краевого уровня…
Возможно, этот пример и не показательный. Есть и другие. Бабушка, которая всю жизнь отработала в сельхозпроизводстве, получает от государства льготу в пределах 2 тысяч рублей. Она рада и такой сумме: все же лучше, чем совсем ничего…
Очень не хочется, чтобы педагоги расценили все эти рассуждения как неуважительный выпад в их адрес. Ни в коем случае! Пользуетесь компенсациями – прекрасно! Просто все постигается в сравнении…