20 лет назад судьей Новичихинского районного суда был назначен молодой следователь Новичихинского РОВД А. А. Томаровский, который и сейчас осуществляет правосудие в нашем районе.
В сегодняшнем интервью Андрей Анатольевич рассказывает о непростой работе судьи.
– Андрей Анатольевич, расскажите о себе и о том, как Вы выбрали профессию судьи.
– Профессию судьи выбрал осознанно. После службы в погранвойсках и поступления на юридический факультет АГУ получил направление от Отдела юстиции Алтайского края и встал в резерв судей. Однако по окончании вуза, в силу сложившихся обстоятельств, некоторое время работал следователем в РОВД. Расследуя одно из уголовных дел, оказался в отделе кадров Управления юстиции, где вспомнили о том, что я нахожусь у них в резерве, и предложили стать судьей. Далее сдал квалификационный экзамен и в июне 1993 года был избран судьей Новичихинского районного суда, где служу по настоящее время. В период с 1996 по 1998 год исполнял обязанности председателя районного суда, а с 1998 года по 2008 год работал в должности председателя. С 2008 года – судья федерального суда.
– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в работе?
– Особых трудностей не испытывал. Было сложно, когда в период до 2000 года был вынужден работать один за двух судей. Тогда компьютерной техники в суде не было, а поэтому все решения приходилось печатать на пишущей машинке или писать вручную. Если допускал ошибку, приходилось переписывать весь текст. И это при условии, что в один день нужно было рассмотреть два-три уголовных дела с вынесением приговора, или несколько гражданских и административных дел.
– В течение 10 лет Вы были председателем суда. Значительной ли является разница работы председателем суда и судьей?
– Должности федерального судьи и председателя районного суда разные. Председатель районного суда, помимо исполнения обязанности судьи, наделен правами администратора. Он отвечает за деятельность суда в целом: руководит им и несет за это ответственность. Особых привилегий председатель не имеет, так как является судьей, статус которого строго определен законодательством РФ.
– Какое из дел было самым сложным или наиболее запоминающимся для Вас?
– По-моему сложных дел не бывает. Бывают запутанные. Искусство служения судьи заключается в том, чтобы помочь их распутать и постараться вынести единственно верное решение.
– Расскажите о своих увлечениях.
– Как такового хобби не имею. Из увлечений, наверное, только автотуризм и горы. Нравится быть в движении, люблю постоянную смену обстановки: палатка, костер и т.п. Не приемлю кемпинговый отдых. Самое далекое путешествие было год назад, это поездка на Украину с заездом в Краснодарский край, Крым. За десять дней проехал практически 13 тысяч километров.
– Как работать судьей в условиях небольшого села, когда все друг друга знают?
– Сложно. Как известно, работа судьи связана с определенными ограничениями, в том числе в общении. Скорее это удел людей замкнутых, склонных к одиночеству, круг друзей и знакомых у которых весьма ограничен.
В суд в основном обращаются в поисках защиты. Однако оказать ее каждому нельзя, так как существует закон. Поэтому нередко, когда из зала суда выходят люди, недовольные судебным решением, работой судьи. Это обстоятельство зачастую влечет за собой необоснованные слухи, недомолвки и формирует о судье негативное мнение у определенного круга лиц.
Мне известно, что на почве этого некоторые судьи стараются не работать в тех местах, где родились либо где живут.
– За время работы судьей Вы не разочаровались в избранной профессии? Довольны ли тем, как сложилась Ваша судьба, карьера?
– Когда-то поступал в архитектурный институт, на факультет градостроительства и строительства спортивных сооружений, по окончании которого, возможно, жизнь сложилась бы по-иному.
Разочаровался ли в избранной профессии? Наверное, нет. Это единственная работа государственного юриста, где ты не связан позицией извне и при рассмотрении спора руководствуешься лишь положениями законодательства и собственным убеждением.
Доволен ли судьбой и карьерой? Считаю этот вопрос философским, из категории: «А доволен ли ты жизнью?». Его необходимо задавать людям, склонным к написанию мемуаров, анализу прожитых лет. У меня такого желания пока не возникало.
– 20 лет – немалый срок, но все же не предел. Пожелаем Андрею Анатольевичу оставаться оптимистичным, жизнерадостным человеком и удачи на его жизненном пути.