В Трудовом кодексе РФ законодатель, определив права работника и работодателя, их обязанности, не обошел стороной и ответственность, которая возникает у одной стороны за причинение ущерба другой. Этому посвящен раздел XI «Материальная ответственность сторон трудового договора».
В силу положений Закона работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
При этом установлено правило, в силу которого работодатель вправе без обращения в суд взыскать с виновного работника сумму причиненного ущерба, не превышающую среднего месячного заработка. Взыскание производится по распоряжению работодателя и по своей сути является ничем иным, как удержанием из зарплаты. Вместе с тем удержать сумму ущерба можно, только если она не превышает средний месячный заработок работника.
Если подлежащая взысканию сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, следует обращаться в суд. Работодатель не вправе взыскать часть ущерба во внесудебном порядке, а часть – в судебном. При этом в случае судебного спора он обязан доказать, что решение о взыскании ущерба за счет зарплаты работника обосновано, даже если работник сначала согласился добровольно компенсировать ущерб.
Трудовой кодекс раскрывает случаи полной материальной ответственности работников. В их числе – недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, умышленное причинение ущерба. При этом умысел работника в причинении вреда может быть прямым, когда работник сознательно причиняет ущерб работодателю и желает причинения ущерба, и косвенным, когда работник не желает причинения вреда работодателю, но вследствие ненадлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей допускает причинение материального ущерба. Для взыскания ущерба работодатель обязан доказать причинно-следственную связь между действиями работника и наступившим вследствие этих действий ущербом.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, договорами о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Необходимо отметить, что постановлениями Правительства РФ установлены перечни должностей и работ, при занятии которых с работником может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Указанные перечни расширительному толкованию не подлежат. Для того, чтобы стать субъектом указанных правоотношений, работник должен достигнуть 18-летнего возраста и занимать должность или выполнять работы, напрямую связанные с оборотом или контролем в той или иной форме материальных ценностей.
Зачастую работодатели, дабы обезопасить себя, заключают договоры о полной материальной ответственности со всеми своими работниками, не прибегая к указанным перечням. Данные договоры не имеют юридической силы, и в случае взыскания полного размера ущерба работник вправе обратиться в суд.
Новичихинским районным судом в 2012-2013 годах было рассмотрено шесть исков работодателей о возмещении ущерба, причиненного работниками в период исполнения ими трудовых обязанностей. При этом большая часть требований была связана с материальной ответственностью работников сферы торговли.
В ходе рассмотрения дел в каждом случае судом была установлена причинно-следственная связь между действиями работника и наступившими последствиями. Анализ рассмотренных дел показывает, что при трудоустройстве работники пренебрегают изучением положений предоставляемых им к подписи документов, касающихся индивидуальной материальной ответственности, а затем, в ходе инициированного работодателем судебного заседания, некоторые положения подписанных ими документов становятся для них откровением. Суд же не может признать убедительными и приемлемыми доводы о том, что работник подписал документ, не ознакомившись с его содержанием.
Следует также отметить, что если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.