Суды общей юрисдикции, рассматривая споры по искам уволившихся работников о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, принимали решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам пропуска срока для обращения в суд с подобными требованиями.
В обоснование данной правовой позиции суды ссылались на то, что срок для обращения в суд за разрешением таких споров составляет 21 месяц с момента окончания того года, за который работнику должен был быть предоставлен отпуск. Из них 18 месяцев – это предельный срок предоставления неиспользованного отпуска, предусмотренный Конвенцией Международной организации труда № 132 «Об оплачиваемых отпусках» (далее – Конвенция), и еще три месяца – срок для обращения за судебной защитой, установленный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с поступившими обращениями о неопределенности в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации положений первой части статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал на ошибочное толкование судами указанных требований закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П).
Конституционный суд Российской Федерации установил, что норма Конвенции, определяющая 18-месячный срок, в течение которого работнику во всяком случае должна быть предоставлена оставшаяся часть не использованного своевременно отпуска, по своему характеру является гарантийной нормой. Она предназначена для обеспечения права на отпуск путем его использования лишь для тех работников, которые продолжают трудиться, и «по своему буквальному смыслу не рассчитана на применение к увольняющимся или уже уволенным работникам».
Истечение 18-месячного срока не может влечь за собой прекращение права уволенных работников на соответствующую часть отпуска и невозможность получения денежной компенсации взамен неиспользованных дней отпуска. Положения Конвенции не затрагивают право работника на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении и не ограничивают срок, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием о ее взыскании. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации не только указал, что по действующему трудовому законодательству у работника есть право на взыскание компенсации за неиспользованный отпуск в судебном порядке вне зависимости от времени, которое прошло с момента окончания рабочего года, за который должен быть предоставлен не использованный полностью либо частично отпуск, путем обращения в суд в течение трех месяцев с момента расторжения трудового договора, но и предусмотрел возможность пересмотра правоприменительных решений, принятых в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом первой части статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации
Прокурор Новичихинского района Путилин А.А.