Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

А леса становятся все реже…

ЛЕС

Пока власти обсуждают тревожное положение в лесной отрасли, лесопромышленники эксплуатируют леса в корпоративных бизнес-интересах, пользуясь прорехами в законодательстве
Об этом пишут в солидных центральных средствах массовой информации и в социальных сетях Интернета.

«Разбазариваем лес»
Под таким заголовком в рубрике «Открытая трибуна» газеты «Аргументы и факты» за 31 июля текущего года руководитель лесной программы Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков высказывает следующее своё мнение:
«По данным Рослесхоза, в 34 регионах России в этом году отмечен рост незаконных рубок. А ежегодный ущерб от них измеряется 10 млрд. руб.
Число незаконных рубок, действительно, увеличивается. Ловить за руку местное население из отдалённых деревень, которое в отсутствие работы идёт рубить лес, или вороватых предпринимателей, которые спиливают деревья за пределами выделенного им участка, контролирующие органы научились. Эти рубки, когда лес валится явно и сплошняком, легче отслеживать. «Лысые» участки видны даже из космоса.
А вот в других случаях следить за рубками пока сложно. Например, когда здоровый лес объявляется больным (поражённым короедом) и вырубается. Либо лесопромышленники заготавливают на определённом участке древесины больше разрешённого объёма. Разумеется, это коррупционные схемы, в которых чиновники, выдающие разрешения на такие рубки, либо участвуют, либо закрывают на это глаза. На Дальнем Востоке, к примеру, вместо поражённых участков леса в массовом порядке вырубаются дубы экспортного качества. Мы выяснили, что до 50% объёмов экспорта этого дерева заготовлено таким незаконным способом. А в целом по России нелегально заготовляется до 30 млн. кубов древесины в год.
Недавно в России принят закон, с помощью которого предполагается сократить число незаконных вырубок. Все сделки с древесиной теперь должны быть учтены в единой компьютерной системе.’ Она позволяет проследить, где, кем и когда был заготовлен лес. А при транспортировке древесины необходимо иметь сопроводительные документы на неё. Но всё же в законе есть ряд пробелов, которыми браконьеры могут воспользоваться. Поэтому, на мой взгляд, гораздо эффективнее было бы восстановить и усилить лесную охрану. В 2006 г. там работали 70 тыс. человек, а сейчас— всего 18-19 тыс. И лесники превратились в чиновников! Их заставляют заполнять кучу документов, а в лес они не ходят. Да и зарплаты в лесоохране маленькие. В Подмосковье — всего 20-30 тыс. руб. Ну как при таком раскладе найти хороших специалистов?! А лесу нужен хозяин! И пока его не будет, проблему незаконных рубок не решить».

Где решение?
Пока кардинального решения по этой ситуации, которая касается и нашего района, мы не видим, хотя в начале 2014 года вопрос о судьбе ленточных боров Алтайского края обсуждался в профильном комитете Государственной думы.
Вот что об этом сообщалось на сайте депутата Михаила Викторовича Слипенчука:
«24 апреля состоялось очередное заседание Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии под председательством В. И. Кашина. В ходе заседания М. В. Слипенчук поднял два важных вопроса, касающихся экологии Сибири.
В первом вопросе речь шла об алтайских ленточных борах. «Для меня эта проблема имеет особую важность, я родился на Алтае», – отметил М. В. Слипенчук. Кроме европейской части России, Алтай – единственное место, где есть чернозем. В результате геологических и климатических изменений в крае образовались широкие песчаные слои, на которых растут реликтовые ленточные боры. Всего их около 4-х полос. Они являются естественным фильтром для сохранения влаги и удержания от опустынивания алтайских черноземов. Ширина этих полос от 500 м до 15 км. Протянулись они от Семипалатинска до Барнаула и их прекрасно видно из космоса.
Как рассказал депутатам М. В. Слипенчук, со времен Екатерины II ленточные боры Алтая находились под особой охраной: сплошная рубка была запрещена, проводилась только точечная санитарная. Однако последние несколько лет наблюдается их сплошная вырубка, возросшая в пять и более раз. Основная причина: боры являются качественным строевым лесом.
В адрес М. В. Слипенчука поступило обращение из районного совета ветеранов с просьбой оказать содействие в прекращении хищнической вырубки реликтового леса. «Есть основания полагать, что компании, которые занимаются вырубкой, нарушают не только Лесной кодекс, но и защитную функцию этих лесов», – заметил депутат.
М. В. Слипенчук предложил обратиться от имени Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии в Росприроднадзор, в Министерство природных ресурсов и в прокуратуру, чтобы оценить масштабы бедствия. «И в случае, если дела обстоят серьезно, следует обратиться в Министерство природных ресурсов, чтобы на ленточные боры Алтая распространился особый статус охраняемых лесов», – заявил депутат.
Председатель Комитета В. И. Кашин поддержал предложение М.В. Слипенчука и подтвердил, что ситуация с ленточными борами Алтая требует пристального внимания. Месяц назад по данной теме в Алтайском крае проводился круглый стол с участием депутатов Госдумы».
Сегодняшнее положение дел в лесной отрасли чем-то схоже с ситуацией в конце XIX века, описанной в романе «Русский лес» Леонида Леонова, когда в России после отмены крепостного права лесопромышленники нещадно вырубали огромные площади лесов, покупая их за бесценок у владельцев-помещиков, оказавшихся в безвыходном финансовом положении. Тогда некому стало приглядывать за оказавшимися в жадных руках лесами…
Сергей ТРУХИН.

Просмотров: 20
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();