18 марта в районном Доме культуры состоится представление, посвящённое 35-летнему юбилею народного театра.
Кому не известно выражение о том, что театр начинается с вешалки?
Но сегодня рассказ о другом начале. О том, как районный народный театр свою историю начинал и с чем он пришел к очередному юбилею.
А начиналось всё с выступлений активистов художественной самодеятельности, которые на концертах и в составе агитбригады во время поездок по району разыгрывали сценки и интермедии. Эти культурные мероприятия, как правило, приурочивались к праздничным датам и торжественным событиям. Ставила мини-спектакли Екатерина Семеновна Дейс, работавшая тогда методистом районного Дома культуры.
В 1976 году заведующий отделом культуры Анатолий Николаевич Калебин предложил Екатерине Семёновне всерьёз заняться постановкой полноценных спектаклей, благо, у неё было профессиональное режиссёрское образование, полученное в культпросветучилище.
Сказано – сделано. Актёры с некоторыми навыками уже были, как говорится, под рукой, и первый спектакль по пьесе «Отважное сердце» с шестью действующими лицами был подготовлен к празднованию Великого Октября. Как ни волновались все участники премьеры, их надежды на понимание и поддержку публики оправдались полным зрительным залом с аплодисментами и словами благодарности. Что воодушевило новоиспечённый коллектив народного театра, режиссёром которого Екатерина Семёновна отработала со свойственной ей энергией и обязательностью более двадцати лет.
Первыми постановками в репертуаре театра стали пьесы с патриотическими сюжетными линиями «Барабанщица», «Одна берёза знает» и «Обуховке нужны чудаки». Расширился и состав труппы – с шести да восемнадцати. Люди активного и общительного склада характера потянулись к театру, где нашли понимание, поддержку единомышленников и возможность самовыражения в творческом коллективе. В спектакле «Обуховке нужны чудаки» участвовали уже 22 артиста!
Параллельно Екатерина Семёновна занималась театральным искусством и с детьми. В Доме пионеров она организовала драматический кружок, юные артисты выступали перед школьниками и воспитанниками детских садов.
А в багаже народного театра появились первые комедийные спектакли «Святой и грешный» и «Наказание без преступления». Как правило, ставилась задача подготовить за год две постановки. А на репетициях не только роли разучивались, но и обсуждались детали декораций и реквизита. Артисты сами выискивали затем соответствующие одежду и предметы быта применительно к временным рамкам, отражённым в пьесах.
Театр заслуженно получил признание и любовь зрителей. Раз в три года коллектив подтверждал звание народного, а два выпускника Алтайского института культуры на его базе готовили спектакли для защиты своих дипломных работ.
В годы социальных перемен в стране, когда с книжных страниц и экранов телевизоров хлынули потоки произведений и передач о беспределе во всех сферах жизнедеятельности общества, в репертуар стали включать пьесы комедийного плана с моральным подтекстом, такие, например, как «Мы жили по-соседству» С. Лобозёрова, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова. Энтузиасты истинной культуры остались верны убеждению, что в своём большинстве люди тянутся к настоящим общечеловеческим ценностям, стремятся душой к доброму и светлому.
Не был случайным в репертуаре театра спектакль «Возмездие». Артистам очень хотелось донести до зрителей главную мысль: «Опомнись, человек! Остановись, подумай, для чего ты живёшь!». Замерший в тишине зал и слёзы на глазах зрителей дали понять, что всё происходящее на сцене близко и понятно всем людям.
А когда несколько лет было закрыто здание районного Дома культуры, и народный театр был вынужден ютиться в нескольких кабинетах детской музыкальной школы, постановку спектакля «Семейный портрет с посторонним» подготовили и показали в селе Поломошном. Не считаясь с личным временем, вечерами уезжали и допоздна репетировали, чтобы уложиться в более короткие, чем обычно, сроки, но не во вред качеству постановки.
Около ста человек стали причастны к выступлениям на драматической сцене. Одни сыграли в одном-двух спектаклях, другие же, что называется «прикипели» к самодеятельному театральному искусству всей душой. Несмотря на возраст и связанные с ним недуги, ветераны и сейчас охотно идут на репетиции. Да и Екатерина Семёновна, находясь на заслуженном отдыхе, несколько лет продолжала творческую работу. Она с благодарностью отзывается обо всех, кто приобщался к народному театру, к участию в деле её жизни. Всех не перечислишь. Это, например, семейные пары Владимир и Раиса Тумановы, Юрий и Ольга Горячих, Сергей и Ольга Трухины, Сергей и Александр Чеботари, Сергей Бутенко и его дочь Инна, Борис Рудко, Екатерина Гаргаева, многие другие.
С 2001 года, сменив Екатерину Семёновну, режиссёром народного театра работает и продолжает сложившиеся традиции Борис Львов. В его спектаклях играют как молодые артисты, так и ветераны сцены. Он организовал детскую театральную студию «Плетень». Ребята часто выступают, и, получив определённые навыки, они, в недавнем времени несмелые и неуклюжие в стенах школы, буквально преображаются на глазах, выходя на сцену.
В 2010 году народный театр «Премьера», так сегодня называется этот коллектив, принял участие в VIII фестивале театральных коллективов «Театральный разъезд». Жюри по достоинству оценило игру наших земляков – народный театр «Премьера» был удостоен Диплома первой степени.