– А вы помните, как проходила коллективизация? А в вашей деревне были кулаки? – допытывался журналист у деревенских стариков, к которым в сопровождении Елизаветы направил его председатель сельсовета. Молоденький корреспондент приехал в провинцию за сбором материала для своей книги об истории края. Но не суждено ему осуществить свои писательские амбиции.
Развитие событий на сцене начинается с комичного понимания стариками желания корреспондента «взять» у них «материал», воспринятого буквально по отношению к их запасам текстиля. С подачи Елизаветы, преследующей свои цели, его то и дело перебивают, рассказывают не то, что нужно…
Вот в такую обстановку вводит зрителей драматург Степан Лобозёров, автор пьесы «По соседству мы живем», по которой режиссёр Борис Львов поставил спектакль народного театра районного Дома культуры. Премьера его состоялась в минувшее воскресенье.
…Елизавета (Ольга Трухина) воспользовалась приездом в их село новоиспечённого корреспондента Владимира из города (Александр Соловиченко), чтобы хоть чем-то насолить семье Фёдора (Сергей Трухин). Затеяв по склочности характера «разборки» с его родителями дедом Василием (Александр Гаргаев) и бабкой Феней (Екатерина Дейс), а затем и с самим Фёдором, она уводит корреспондента от его замысла написать по воспоминаниям стариков роман или повесть о событиях гражданской войны и коллективизации. И настойчиво добивается от него опубликовать разоблачительную статью о ненавистном семействе Фёдора. От необоснованного обвинения стариков, будто бы самовольно захвативших лишних две сотки огорода, а Фёдора – в воровстве колхозного комбикорма, Елизавета нагнетает скандал до угрозы изобличить через газету, что будто по их вине её дочь-десятиклассница Любка (Екатерина Рогачкова) оказалась беременной, а их сын – одноклассник Любки – бросил её и сбежал в город.
События развиваются стремительно, обвинения сыплются с обеих сторон. Из домика стариков продолжение скандала переносится в дом Елизаветы, куда она увела корреспондента, чтобы тот написал о том, как обижают дочь колхозников, припугнула его, что может сама в случае отказа «написать куда повыше» и навредить его карьере. Выясняется, что Фёдор когда-то хотел жениться на Елизавете, но она предпочла в мужья Матвея (Борис Рудко). Фёдор в пылу ссоры припоминает ей этот «просчёт», а также то, что её муж и пьяница, и что он кедровые орехи добывает без договора, и что продаёт их в городе «на тысячи», и что, наконец, воспитание в такой семье довело их «ребёнка» до «внештатной беременности».
При расспросах Любки до Елизаветы и Фёдора начинает доходить понимание непростых отношений в любви их детей. Но чуть было до трагической развязки не дошло дело с приходом Матвея, у которого по пьяной лавочке просыпалось чувство ревности, и он пускался по деревне в поисках Фёдора, а однажды едва не поджёг дом бывшего соперника. А тут ещё история с дочерью! Захватив Фёдора в своём доме, он после бестолковой перебранки с ним в присутствии вовлечённого в «разборку» вконец запутавшегося в ситуации корреспондента, поднял на того ружьё для устрашения. Правда, оно было сломанное, но испуга и шума наделало.
Елизавета, выпроводив буйного мужа и успокоив обстановку, продолжает вместе с Фёдором разговор с Любкой, и выясняется, что их дети-то переписываются втайне от родителей и собираются вместе растить будущего ребёнка. Пришедшему потом уже с топором Матвею жена втолковывает изменившуюся ситуацию, и конфликта – как ни бывало!
Между тем дед с бабкой, неправильно понявшие и по-своему истолковавшие угрозы Елизаветы и роль корреспондента, с «боем» выправили в сельсовете вовсе ненужную абсурдную справку о том, что их дом и огород изъятию не подлежат. И выяснив, что нет «хвактов» (фактов) воровства Федором комбикорма, гордо заявились к Елизавете, чтобы пристыдать ее.
А там уже застолье…
…И МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ
Надежда Прокопьевна Чернобай:
– Мне спектакль понравился. Драматургом верно схвачен дух деревенской жизни, непростых подчас взаимоотношений живущих по соседству людей. А самодеятельные артисты постарались донести до зрителя атмосферу в чём-то комичной, но, в общем-то, вполне вероятной истории, когда у не разобравшихся в отношениях людей негодование затмевает рассудок и ставит их в абсурдные ситуации.
Такие герои в любой российской глубинке есть и сегодня. Деревня же очень эмоциональна, все в ней на полную катушку. Если уж любить, то до самозабвения, если ненавидеть, так с топорами друг за другом бегать.
По моему мнению, народному театру нужно повторить спектакль в Новичихе. Не сомневаюсь, что зрителей будет много. И в другие сёла, где позволяет сцена, выехать с постановкой.
Хотелось бы пожелать режиссеру Б. Львову и артистам и впредь готовить постановки на деревенские темы.
НЕ ОДИН В ПОЛЕ…
Б. Львов, режиссёр народного театра районного Дома культуры:
– Итак, позади ещё одна премьера спектакля народного театра. Как режиссёр, не могу дать ей оценку, поскольку судить об этом событии – прерогатива зрителей.
Для тех же, кто готовил постановку, это действительно событие. А тех, кто пришёл посмотреть и оценить плоды труда самодеятельных артистов, благодарю за оказанное нам внимание и моральную поддержку актёров нужной им, так ожидаемой реакцией на происходящие на сцене события. Ведь, как правило, за время репетиций у нас, что называется, глаз «замыливается», поэтому смех и аплодисменты зала – лучший индикатор восприятия зрителями игры актёров, стимулирующий их действия на сцене.
От души благодарю всех, кто причастен, так или иначе, к конечному результату нашей работы. Спасибо актёрскому составу спектакля, отрывавшему личное время на двух-трёх часовые вечерние репетиции (тем более – в летнее время), за серьёзное отношение к освоению ролей, взаимопонимание с режиссёром. Поверьте, это нелёгкий в эмоциональном плане и длительный по времени труд.
Пользуясь случаем, благодарю тех, кто находит возможность обеспечить необходимые нужды театра в подготовке постановки. Это, например, руководитель ООО «Новичиха лес» Александр Тратонин и предприниматель Евгений Радченко, предоставившие за строительные материалы для основательных декораций, которые ещё послужат нам в последующих спектаклях. Неоценимую помощь в изготовлении и монтаже декораций оказал превосходный специалист Эдуард Дерябин. Спасибо предпринимателям Александру Штерцеру, Евгении Потапкиной, Светлане Былиной, Валерию и Александре Шнайдер, Галине Сергеевой, Екатерине Рогачковой и многим другим за их вклад в развитие сельской театральной культуры.