Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Слово о заброшенном саде

Это сад, находящийся в Поломошном, посажен был давно супругами Иваном Петровичем и Феклой Егоровной Карпенко.

В то время в селе не было почти зеленых насаждений, и председатель колхоза Василий Филиппович Баранов привез откуда-то саженцы и предложил желающим разобрать их по домам. Посадили деревца и плодово-ягодные кустарники почти все поломошенцы, но принялись они у того, кто очень постарался. А супругам Карпенко трудолюбия было не занимать, муж и жена и яблоньки вырастили, и малину, и крыжовник, и смородину. Каждую весну их дом утопал в бело-розовом цвете, а летом, сначала их дети Саша и Зина, потом и внуки, лакомились свежими ягодами. На зиму семья готовила компоты, варенье, сушила их для пирожков, кулаги.

Когда поспевали яблочки, правда, не слишком крупные, но такие сладкие и ароматные, многие соседские детишки заглядывали в сад с завистью. Бабушка же Фекла, бывало, нарвет ранеток в фартук и вынесет их на улицу, угостит, приговаривая: «Кушайте, кушайте, на здоровье, эвона их у нас сколько!»

Да все временно на земле, состарились супруги Карпенко, не до ухода за посадками им стало, а потом и вовсе из жизни ушли. Дом внук на постройку сарая увез, а сад остался брошенным, настали для него испытания. И машины, и повозки по насаждениям едут, и скот по ним на пастбище идет и возвращается оттуда. Больше всего яблоньки страдают от детей. Лишь зацветут, ломают их в букеты,  чуть позже крошечными завязавшимися яблочками ребятишки бросаются друг в друга. И так продолжается до той поры, пока перестанут гонять стадо.

Нынче яблонькам немного повезло, потому что табун стали встречать в другом месте. Поэтому деревья до созревания стояли нетронутыми, а потом вновь старая песня. Вместо того, чтоб собрать плоды аккуратно, люди ломали ветки. Одной яблоне совсем не повезло – ее израненный ствол не выдержал сильного порыва ветра, и дерево рухнуло наземь. Упало, но и в лежачем положении держало на своих ветвях яблочки. Их было так много, что полакомиться хватило и детям, и птицам. Когда все плоды были съедены, и листьев почти не осталось, яблонька, будто прощаясь,  обильно зацвела.
Много раз сад был близок к гибели еще при хозяевах в суровые зимы, но заботливые руки помогали ему выжить. Теперь деревца беззащитны…

Я с завистью прочитала в «Сельчанке» публикацию о том, как жители с. 10 лет Октября приехали в редакцию, чтобы защитить березовый колок от вырубки. А наши окрестные колки и опушка леса потихоньку уничтожаются самими поломошенцами: под деревья валят мусор, весенней порой из-за сока нещадно уродуют березы. До самой Гаселихи березовые стволы порублены, валяется множество стеклянных, пластиковых бутылок, банок после пикников. Выходит, живем одним днем – сегодня хорошо, а завтра – хоть потоп. Наши внуки не имеют возможности увидеть те растения и тех животных, которые когда-то были, а уж что доведется их внукам лицезреть, и подумать страшно. При таком отношении к природе, видимо, скоро вокруг нас будет пустыня…

Просмотров: 16
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();