Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Поставим ли памяткник поселку?

Старожил района И. Г. Ивашин, уроженец бывшего посёлка Петуховский, надеется, что органы местного самоуправления и общественность района найдут возможность установить памятные знаки на местах исчезнувших с карты посёлков.

Иван Григорьевич поделился воспоминаниями о судьбе своей малой родины, которой в этом году исполнится 110 лет, и мыслями о необходимости сохранения исторической памяти для потомков.

С высоты 73-летнего возраста он говорит что, будучи ещё шестилетним, не зря прислушивался, сидя на печке, к вечерним разговорам бабушек Дарьи Малаховой и Клавдии Шестаковой о будничных и прошлых событиях в жизни посёлка. Многое прочно впиталось в память. Потом полетели-замелькали школьные годы, армейская служба, колхозная работа, получение профессионального образования, семейные заботы. Когда же пришло время заслуженного отдыха, возникло неотступное желание восстановить историю малой родины — извлечь что-то из своей памяти и воспоминаний оставшихся её свидетелей. Пусть немногое, но удалось воскресить, обдумать и записать. А десять лет назад, в год столетия Петуховского, по его инициативе 12 июня (в День России) на месте бывшей начальной школы встретились около ста бывших односельчан, собравшихся из разных уголков страны, края и района. Прошлись по родным местам, взволнованно поделились воспоминаниями…

Зарождению посёлка в 1904 году способствовал случай. Крестьянин Михаил Петухов то ли не успел управиться с осенними работами на своём наделе, то ли ещё по какой другой причине остался зимовать на заимке, благо, имелась тёплая постройка. Временами наведывался на рысаке недалёкой дорогой домой в село Токарёво, чтобы запастись провиантом. Зимой на заимку приезжали односельчане — у всех там были земельные участки, летние станы и риги для хранения урожая зерна. Останавливались обогреться у Михаила, присматривались к его житью-бытью, затем некоторые последовали его примеру. Стали строиться для постоянного проживания, чтобы не кочевать ежегодно весной и осенью с домочадцами, скотом и необходимым скарбом из села на заимку и обратно. Обосновались семьи Протасовых, Шестаковых, Шишкиных. А от фамилии основателя стал посёлок называться Петуховским. Впрочем, таким же образом получали названия и другие поселения тех времён в наших краях.  

Об истории посёлка и участии его бывших жителей в истории государства Российского безмолвно, но красноречиво свидетельствуют могилы на заброшенном погосте, в которых покоится прах не одного поколения: защитников Отечества — участников русско-японской, первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, простых тружеников. На этом скорбном месте, по мнению И. Г. Ивашина, и следовало бы установить памятный знак.      

По воспоминаниям Ивана Григорьевича, в один из первых дней начала учебного года учительница непременно проводила с первоклассниками экскурсию по посёлку, в том числе и на кладбище, где рассказывала детям о жизни и делах покойных предков. У здания школы ребятишки узнавали о том, кто и когда её построил, в производственных бригадах — о работе их родителей. В роще и на лугах знакомились с названиями трав, кустарников и деревьев, с ролью в природе различных птиц и насекомых. Вряд ли нужно говорить о значении такого подхода к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привитию у детей любви к родным местам.

И тем прискорбнее, что посёлок постигла участь пресловутой неперспективности малых сёл, из-за чего рухнули многие надежды и усилия людей по обустройству жизни, разъехались по городам и весям бывшие хорошие соседи, а то и родственные семьи. Впрочем, подобное мы видим и сейчас на примере сёл, теряющих по известным причинам население. Картина повторяется со сходными признаками. Например, по таким, как свёртывание производства и отдалённость от средних образовательных школ. Хотя в те времена ученики неделями жили в интернатах при высоких уровнях сознательности и дисциплины, родители всё-таки хотели, чтобы дети всегда были на их глазах. Именно по этой причине, к примеру, уехала из поселка семья Геннадия Другова.

 Вместе с тем, по меркам нынешних районных масштабов, Петуховский был отнюдь не маленьким населённым пунктом. Иван Григорьевич рассказал, что когда-то было в нём 103 двора, около 500 жителей. Местный колхоз «Партизан» имел 3000 гектаров пашни, 100 коров, молодняк КРС, 5000 овец, необходимый набор сельскохозяйственной техники.

Имелся и не оправдавший себя опыт укрупнения-разукрупнения. Ненадолго сливали «Партизан» в одно хозяйство с соседним колхозом имени Карла Маркса (также исчезнувшим в волнах реорганизаций посёлком Гордеевским). Но всё же в восьмидесятые годы настигла и «неперспективный» Петуховский рукотворная разруха в погоне за экономической целесообразностью. А по мере покидания посёлка людьми, по словам Ивана Григорьевича, необъяснимым образом стала исчезать вода в колодцах. Если раньше черпали её с четырёхметровой глубины, то последний житель Василий Тамаров докопался вдвое глубже, но безрезультатно.

Теперь вроде бы ни к чему сожалеть о том, чего не вернуть. Однако, как считает И. Г. Ивашин, не по совести будет полное забвение исчезнувших посёлков. Большими трудами, устремлениями в будущее и человеческими судьбами сопровождалась их жизнь.

Листая страницы истории

До массовой механизации производства тракторами, комбайнами и другой техникой жернова колхозной мельницы вращал работающий на лигроине двигатель, воспламенение горючего в котором производилось хитроумным способом с помощью докрасна раскалённого металлического шара. На кирпичном заводе всё делалось вручную. Электричество пришло с установкой в приспособленной саманной постройке генератора, но свет в дома подавался дозированно: зимой, например, с пяти часов вечера до часу ночи. Радио услышали в конце шестидесятых годов прошлого века. Но в те трудные для сёл времена люди были рады и этим благам цивилизации, знали, что общий интенсивный подъём страны не обойдёт их. И трудились, не покладая рук на полях и фермах. Механизаторы в страду работали в две смены.

Хорошо плодоносил колхозный сад, заложенный Анисимом Харитоновичем Степановым, а приглядывал за ним и занимался общественной пасекой Леонтий Фомич Кашин. Плоды и ягоды через кладовую поступали на стол сельчан.

Тяготы военного времени легли на плечи стариков, женщин и детей. Ярким фактом тылового вклада в Победу служит пример Марии Имберленовой, которая, будучи хрупкой девушкой, работала в кузнице молотобойцем. А после войны она стала матерью одиннадцати детей!

Всем селом жители Петуховского выходили на строительство жилья из самана (густая смесь глины с соломой). Стены из этого материала возводились очень быстро, и за выходные дни успевали основать два дома.      

Молодёжь своими силами построила спортивную площадку, регулярно проводились соревнования. Иван Григорьевич припомнил, что за один из летних сезонов 11 раз состязались в футбол с солоновцами, 5 встреч из которых выиграли.

Десять лет назад по поручению земляков (на вышеупомянутой встрече петуховцев) Пётр Никитич Шестаков изготовил из металла памятный знак в виде креста, который установили на въезде в бывший посёлок со стороны Солоновки, однако какие-то вандалы срезали и увезли его…

Просмотров: 54
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();