В этом году в некоторых сельсоветах возникли проблемы при организации пастьбы крупного рогатого скота с частных подворий. Сложности заключались в поиске пастухов, определении с ценой за голову, где-то не могли найти лошадей. Все же при совместной работе глав и населения на сходе сел удалось решить почти везде все вопросы.
Стоимость пастьбы по сравнению с прошлым годом выросла не на много, хотя все остальное значительно подорожало. Из-за этого, возможно, возникли проблемы с поиском пастухов в некоторых селах. Так, общее поголовье скота в Солоновке, Павловке, Десятилетке и Красноярке составляет порядка 1600 голов, цена за одну колеблется от 200 до 220 рублей. За эти деньги пастухи не хотели выходить на работу: ответственность большая и труд тяжелый. Решено было создать 5 табунов коров и 2 табуна овец, ведь чем меньше голов, тем легче их пасти. Компромисс был найден после четырёх сходов граждан. Для молодняка не стали организовывать табун. Поэтому глава администрации Солоновского сельсовета П. А. Кротов обращается к местным жителям с настоятельной просьбой: нужно самостоятельно привязывать телят или держать их на огороженных территориях. Глава предупреждает, что за бродячий скот людей будет наказывать рублём специально созданная комиссия. Ведь в селах наведен порядок, и он общий для всех.
В Мельниково за пастьбу нужно платить по 240 рублей, численность стада около 220 голов. В Долгово, Лобанихе и Токарево установилась средняя цена – по 250 рублей. Причем в последнем селе было принято решение разделить поголовье на два табуна численностью 130 и 150 голов. По словам глав муниципалитеоов, сделано это для удобства пастухов и населения. В Новичихе организовано три табуна примерно по 80, 70 и 90 голов. Помесячная оплата составила 350 рублей за корову.
Остается открытым вопрос организации пастьбы в Поломошном. Если с ценой в 250 рублей там определились, то вот работника на момент подготовки материала нашли пока только одного. Да и тот неохотно согласился: часть населения еще с прошлого года не погасила долги за пастьбу скота.
В других селах есть случаи, когда недобросовестные хозяева записывают меньше голов, чем выгоняют на самом деле. Если ценить труд друг друга и поступать честно по отношению к пастухам, тогда и с них можно будет спрашивать за работу по всей строгости.
На сходах сёл некоторые владельцы большого числа коров возмущались, что им придется выложить кругленькую сумму за пастьбу. Но ведь и прибыль со своих пяти-семи голов они получат больше, чем с одной-двух дойных буренок. К тому же количество скота скоро пойдет на убыль, и, как показывает практика, к концу сезона в табунах остается чуть ли не половина от первоначального поголовья.
Люди сетовали и на то, что сейчас цена на молоко снизилась: приемщики дают по 12 рублей за литр. Рыночная экономика, в условиях которой мы сейчас существуем, предполагает здоровую конкуренцию. Поэтому, если крестьяне хотят более достойные деньги за своё сырье, они должны (не без помощи сельсоветов) заключать договора с несколькими закупщиками молока, чтобы иметь выбор. Кстати, для предприимчивых: закуп и первичная переработка молока – неплохая идея для бизнеса.