Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

На передовой и в плену

Международный День освобождения узников фашистских концентрационных лагерей ежегодно отмечается 11 апреля. В районе проживает четверо бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, а также И. Ф. Тарахов, оказавшийся в плену в годы Великой Отечественной войны. Редакция попросила рассказать его о тех событиях.

Уроженец пос. Кулешовский, что вблизи Солоновки, он ушел на фронт женатым человеком. В апреле 1941 года обзавелся семьей. Уже на второй день войны получил повестку, и колхоз «Равнина» проводил его в Красную Армию.

Боевую подготовку проходил в учебном отряде города Абакана Красноярского края. Предстояла отправка на фронт под Ленинград. Но новоиспеченных бойцов включили в только что сформированную 229-ю стрелковую дивизию. В декабре 1941 года она с марша пошла на ликвидацию вражеского прорыва южнее Москвы под  городом Скопиным…

И. Ф. Тарахову пришлось воевать командиром взвода, батальона взамен выбывших офицеров. Потом был шофером и одновременно заменял политрука  и так до апреля 1942 года. Дальнейшие события привели к тому, что он оказался в окружении и попал в плен. Когда немцы были отброшены на 150-200 километров от столицы, подразделения пополнили и отправили с Центрального на Степной фронт под Сталинград. Загружались снарядами и возили их на передовую на расстоянии до 400 км. За сутки делали один рейс туда и обратно. Порожняком никогда не ездили, возили продукты, снаряды, обратно – раненых. Дороги были разбиты, постоянные авианалёты, обстрелы. Самолеты порой гонялись отдельно за каждой машиной. Немцы наступали быстро. Местность была открытая, поэтому часто ездили ночью. Сориентироваться было сложно, из-за чего в августе 1942 года Иван Фадеевич попал в окружение. Оказался на 150 километров в тылу врага у реки Лиска. После обстрела машины с самолета спрятал ее под ветлу на берегу. Колеса чуть не затянуло илом, удалось выехать. На находящейся вблизи ферме боец обнаружил немецкий самолет, замаскированный под навесом. Видимо, был оставлен летчиками из-за нехватки горючего. Двумя выстрелами из ракетницы сжег его. Поехал дальше на машине, пока не закончился бензин.

Вместе с другими солдатами шли степью и оврагами. На привале в балке Мельничная собралось около 80 человек. Ждали ночи, чтобы пробиваться  дальше на Восток. Вскоре группа была обнаружена и окружена. Немцы сначала открыли стрельбу, потом пустили собак и всех взяли в плен. Колонной повели в станицу Боковская, где уже находилось более 1000 красноармейцев, всех погнали дальше – в Миллерово. Людей завели в глубокую балку, обнесенную колючей проволокой, под охраной автоматчиков и собак. Ложками пришлось копать окоп. Всех гоняли на работы в Каневский район, где валили вязы, дубы, осины, березы, распиливали на метровые чурки. Так прошло 1,5 месяца, затем был перегон в Белую Церковь – в старую школу, обнесенную колючей проволокой. Снова под охраной валили лес. Кормились за счет населения. От истощения и от работы люди едва держались, многие умирали. Как вспоминает И. Ф. Тарахов, с неделю здесь же в плену находился сын Молотова, затем его увезли.

В октябре 1942 года оставшихся в живых погрузили в вагоны и доставили в город  Ровно на Украине – в конюшни. Было холодно, группировались и старались держаться вместе. Всего в этом лагере содержали около 6000 человек. Пробыли  в нем до января 1943 года. Выжили  немногие. Их по железной дороге доставили в Германию, в лагерь «Ламсдорф», находящийся недалеко от городов Бреслау и Опель. Здесь были бараки с четырехярусными нарами, каждый на 60 человек. Чтобы согреться, вечером ложились плотно – один к другому, но к утру уже было свободней. От дверей уносили мертвых.  Кормили баландой: на бочку в 200 литров клали ведро картошки, силос свекловичный, брюкву.

Военнопленные работали на разборе завалов. В то время местность уже бомбили английские и американские самолеты. Лагерь был международным, но в бараках люди содержались по отдельности, общались между собой жестами. Здесь И. Ф. Тарахов заболел тифом, спасли его врачи санитарного барака: лечили, как могли. Давали по стакану обрата и хлеб, который больной не мог есть, еду прятали ему под подушку. Скромный запас потом кто-то украл. 12 суток забытья, слезы от бессилия. Наконец, силы стали восстанавливаться. И последовал перевод в барак для выздоравливающих лагеря № 318, номер заключенного – 57785. Отсюда людей направляли на работы к фермерам (бауэрам) и на заводы по специальностям.

К одному из бауэров  попал и Иван Фадеевич. Работали примерно 30 русских, 40 украинцев, 50 поляков с семьями, которые выращивали картошку, свёклу, пшеницу, рапс, ухаживали за скотом. Присматривали за порядком часовые. Поставки шли в немецкую армию. Кормили здесь лучше. До работы у бауэра наш военнопленный имел вес 46 кг, и это при  росте 180 сантиметров.

Под свою опеку его взял старый немец – мастер-механик, подкармливал иногда. Отработав три сезона у бауэра, Иван Фадеевич окреп. В октябре 1944 года его забрали на завод в 18 километрах от польской границы. Работал на выгрузке из вагонов металлолома, участвовал в его переплавке в доменных печах. Смена длилась по 12 и более часов. Люди ходили в деревянных колодках, ноги сбивались до крови. Работали на заводе в основном русские. Три раза в день давали по черпаку баланды. Одежда была полосатая. Издали светилось – сзади и спереди – выжженное фосфорной кислотой слово «Ост».

С приближением боев к заводу пленных решено было перегнать к западной границе, может быть, и уничтожить. Но прорвались наши танки, которые освободили город Ратибор. Ночью охрана сбежала, и люди стали свободными.

Это было в марте 1945 года. Дальше – полевой военкомат в городе Кралуна Чехословакии. Бывших пленных проверял СМЕРШ. С И. Ф. Тараховым там работали с неделю. После проверки его лишили всех прежних званий и вместе с другими  отправили в воинскую часть. Попал в артиллерию – в  команду из 7 человек к противотанковому орудию на конной тяге.

Воевал дальше, участвовал в уличных боях,  был контужен. Демобилизован в декабре 1946 года из Вены.

Как отмечает Иван Фадеевич, на войне и в плену выжил только потому, что имел крепкое здоровье, сильный характер, помогал своим товарищам. И его тоже спасли свои.

Подготовили К. ЖУРАВЛЕВА, С. БУТЕНКО.

Просмотров: 71
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();