Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Хорошо там, где мы есть?

Деревня

Много раз мы обсуждали проблему оттока людей из сел. И вопрос этот касается не только современных реалий, – он существовал давно. Сегодня хотелось бы поговорить об обратной стороне медали: не о тех, кто уехал, а о тех, кто остался, о том, как живут, на что надеются труженики деревни. Попробуем разобраться и в причинах того, почему некоторые (их, конечно, ничтожно мало по сравнению с уехавшими) даже приезжают на постоянное место жительства в провинцию.
В одном из выпусков телевизионной передачи «Время покажет», посвященной кредитованию сельхозпроизводителей, кто-то из экспертов высказал мысль о том, что привези в русскую деревню европейского фермера, он сбежит завтра же: бездорожье, отсутствие должного медобслуживания, низкий уровень благоустроенности и т. д. и т. п. А наши ничего, живут, работают.
Фраза «уехал в поисках лучшей жизни» вызывает противоречивые чувства. Во-первых, не очень уж и легко тем, кто решается бросить дом, привычную жизнь и податься на поиски синей птицы. Другое дело, что немногие признаются в своем разочаровании «светлой мечтой». Одна знакомая, уехавшая на работу в Москву, все-таки разоткровенничалась и сказала: «Жить в столице очень тяжело. Снимаем с такими же приехавшими из регионов жилье, где яблоку негде упасть. Работаю крановщицей на стройке. Устала очень и морально, и физически, но вернуться в деревню не могу: сын привык к городу и не хочет уезжать». Ясно, что один пример не показатель, но лишь свидетельство того, что не у всех наступает лучшая жизнь по сравнению с предыдущей.
Второе, что предполагает устойчивое выражение, так это наличие в селе некой «тяжелой доли, худшей судьбы». Так ли это на самом деле? И если да, то почему люди предпочитают не покидать сельскую глубинку? Вот обобщенное мнение, которое сложилось после многих и многих разговоров с жителями деревень.
Первая причина, которая заставляет остаться, – это любовь к селу, к его размеренному образу жизни, к привычному укладу. Людям нравится чувствовать себя хозяевами усадьбы, ни от кого не зависеть, жить вне строгих графиков и самостоятельно распоряжаться своим временем. Ведь, зачастую, городские будни превращаются в «день сурка»: работа-дом, дом-работа, выходные на диване, снова работа, – и так постоянно.
Вторая причина – нежелание что-то менять. Не путайте с ленью и безынициативностью. Речь идет о здоровом консерватизме, когда человек делает то, что он лучше всего умеет: обрабатывает землю, выращивает хлеб, разводит скот и т.д. И у него есть видимые результаты, а значит, твои умения востребованы и получилось самореализоваться, что является одной из составляющих внутреннего комфорта. Снова пример: женщина-педагог отказалась ехать на ПМЖ в Германию, объяснив это тем, что в России она – уважаемый учитель и профессионал своего дела, а заграницей еще неизвестно, кем придется быть.
Третий фактор, который влияет на выбор места жительства, – снова любовь – любовь к малой родине. Людей тянет в далекое беззаботное деревенское детство, когда им было хорошо, а жизнь казалась легкой и прекрасной. У многих эта связь никогда не рвалась, и они вообще никуда не уезжали. У других она ослабевала на то время, пока жили в городе, откуда все-таки решили вернуться к истокам.
Последней в рейтинге причин является то, что сельская местность нашего края притягательна из-за красоты природы и экологически благоприятных условий для проживания. Так, некоторые жители мегаполисов, устав от шума машин и постоянного цейтнота, решаются на побег из города. Они начинают совсем новую жизнь на природе, но не просто созерцают ее красоту, а ведут натуральное хозяйство. А люди с Севера приезжают на Алтай потому, что им нравится климат, который, конечно же, более мягкий и комфортный.
В общем, причины выбора в пользу жизни в сельской местности у каждого свои, лишь бы последствия предпочтений не разочаровали. А трудности будут всегда, хоть в деревне, хоть в городе, главное, – научиться их преодолевать без невозместимых для себя потерь, невосполнимых моральных и физических ресурсов организма.
Как живется людям, которые остались в деревне? Непросто, так же, как и всем сейчас. И здесь рассматривать нужно многие составляющие благополучия. Первое, что удручает, это нежелание выпускников работать в медицине и образовании.
Невозможность попасть к узким специалистам в районе вынуждает ехать в город, а это не всем доступно. А сейчас в ЦРБ не хватает даже терапевтов, услуги которых очень востребованы. Кадровый голод среди учителей также может спровоцировать ряд проблем, связанных с оттоком трудоспособного населения с детьми из сел.
Районная больница известна своими очередями не только в поликлинике, но и в стационаре. И граждане справедливо сетуют на невозможность получения необходимой помощи дома. Например, многим помогли бы системы, которые делают два раза в год. Но больные вынуждены их пропускать, просто потому, что на местах нет дневных стационаров, где бы можно было пролечиться, а выезжать в райцентр каждый день для прохождения назначенного врачом курса не только дорого, но и часто невозможно по причине того, что дома многие держат хозяйство.
Сейчас население активно обсуждает темы, связанные с ценами на сельхозпродукцию фермеров и частников, с ведением ЛПХ. Так, например, люди возмущены инициативой Ставропольского края об ограничении количества скота в личных подсобных хозяйствах: не более пяти коров и десяти овец должно содержаться на подворьях населения. Представители южного региона предлагают для крестьян-частников ввести обязательную регистрацию в качестве ИП или фермеров. Все это можно обсудить в газете и на сайте Selchanka.com.
Другим вопросом, волнующим сельчан, являются плохие дороги и их обслуживание в период непогоды. К нам снова обратились жители Лобанихи и близлежащих поселков, они рассказали, что переезд через речку Клепечиха вблизи одноименного населенного пункта становится после дождя опасным для автолюбителей. На указанном участке трассы имеются спуск и подъем, которые нужно подсыпать гравием. Что было сделано после обращения к руководителю ДСУ «Южное» Д. В. Калашникову в кратчайшие сроки. Надо отметить, что Дмитрий Владимирович всегда готов к диалогу и по мере возможностей оперативно реагирует на проблемы транспортной доступности совместно со своими сотрудниками.
Несмотря еще на ряд проблем, существующих именно в маленьких селах, люди здесь очень выносливые и трудолюбивые. Они редко жалуются на тяготы и лишения, с которыми сталкиваются в быту. Оправдывая это тем, что за работой некогда думать о плохом. Насущные дела заботят крестьян гораздо больше, чем мировые потрясения. Хозяева усадеб заняты тем, что беспокоятся о сборе урожая, о заготовке кормов для скота, о покупке топлива на зиму и многом другом, из чего складывается материальное обеспечение хозяйства.
Думают и о том, что хорошо бы установить достойные цены на сельхозпродукцию, надеются, что не отменят социальные выплаты и льготы для сельской местности. Конечно, чаянья людей связаны не только с денежной составляющей. Родители заботятся о воспитании подрастающего поколения, вкладывают в детей все лучшее, на что способны сами, и где-то в глубине души ждут, что все вернется сторицей. Беспокоятся люди и о судьбе малой родины, о проблемах, связанных с неуклонно уменьшающимся количеством жителей глубинки.
Зимой, когда, как известно, крестьянин торжествует, будет время оценить сделанное, подсчитать вырученное за сезон и наметить планы на будущее. Надеемся, что в них не будет переезда в город, и люди продолжат свое дело, каким бы оно не было, в сельском ли хозяйстве, в лесной ли отрасли, в интеллектуальной сфере или торговле, или где-то еще. Главное, чтобы им не помешали ни санкции, ни кризисы, не чьи-то необдуманные решения сверху.

Просмотров: 37
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();