В Алтайском крае национальной политике и сохранению культурных традиций уделяется особое внимание. В средствах массовой информации реализуются информационные проекты, направленные на формирование у граждан позитивного отношения к традициям и вероисповеданию представителей различных национальных сообществ, воспитание толерантности и патриотизма.
Интерес к национальной культуре
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.
За последние 15 лет в России наблюдается рост интереса граждан к национальной культуре. Для этого имеется целый ряд причин. С одной стороны, возросла роль религии в жизни наших современников. Повсеместно восстанавливаются, строятся храмы, монастыри. Священство Русской Православной Церкви и представители других конфессий активно участвуют в культурной и социально-политической жизни России.
С другой стороны, достигла ужасающих размеров пропаганда насилия и распространение информации, негативно влияющей на психику, прежде всего, подрастающего поколения и провоцирующей межнациональные и межконфессиональные конфликты. Идет разрушение русского языка, который является одним из главных факторов единства нации и основным инструментом образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками художественно-образного языка литературных произведений все более осложняется из-за непонимания значений духовной, религиозно-культурологической лексики.
С сентября 2012 года, согласно новому образовательному стандарту, школе возвращены воспитательные функции. И в рамках этого стандарта в школьную программу введена новая образовательная область – духовно-нравственная культура народов России, состоящая из шести модулей: Основы православной культуры (ОПК); Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур и Светская этика.
Чтобы сделать правильный выбор
В настоящее время в крае перед родителями стоит вопрос, какой из модулей им предпочесть. Возможно, наша беседа с настоятелем Казанской церкви с. Новичиха Александром Кайгуновым поможет определиться с выбором модуля всем, кто еще сомневается.
– Сегодня сохранение национальной культуры носит стратегический характер, потому что это есть способ выжить нам как нации. По сути, русский народ «растворяется» в других культурах, других верованиях. Русский народ исчезает как таковой.
Надо заметить, что курс ОПК дает представление о православии, именно как о культурной традиции нашего народа, фундаментальных понятиях основ духовности и нравственности, основанных на Заповедях Божиих, которые зримо присутствуют во всей истории России (например, святые воины-полководцы), во всей русской классической литературе (которую тоже постепенно выводят из преподавания в школе), живописи и музыке.
Сама по себе уникальна и культура нашего храмостроительства. А сколько имен городов России берут свое начало из православия – Владимир, Санкт-Петербург (город святого Петра — апостола), Богородск, Боголюбово!
Еще один важный момент, говорящий в пользу изучения основ православной культуры – это то, что человек, не умеющий ценить свою культуру и свою веру, не сможет относиться с уважением к вере и культуре другого человека. В советское время нас хоть как-то просвещали в области русского искусства, хотя было большое насаждение идеологии. Я вырос на этом. И когда ехал из армии через Среднюю Азию, перед моими глазами был яркий пример уважения старших.
Молодой водитель подъехал на автобусе к автопарку, рядом с которым на лавочке сидел старичок. Он подбежал к нему, подал две руки и поклонился. У нас такого не увидишь. Даже если нам встречается знакомый дедушка, лучшее что мы делаем, махнем рукой и скажем: «Здорово, дед!» и пошли дальше.
Затем, когда я приехал в Бухару, довелось ночевать у одного узбека. Это был знакомый водителя, мы – солдаты, совсем посторонние ему люди, говорим:
– Да, мы не пойдем к нему.
– Он зазовет вас, – отвечает водитель.
– Да как он нас заставит, мы его не знаем, он нас не знает, неудобно заходить в чужой дом.
Хозяин дома вышел и буквально двумя словами обезоружил:
– Брезгуешь мой хлеб? Брезгуешь мой дом, меня?
Мне так стыдно стало, я голову опустил и пошел. Поразил своим гостеприимством сам прием. С дороги нам предложили помыться в бане, женщины накрыли на стол, подали чай с конфетами, потом принесли плов. Побеседовали, отужинали и отправились дальше. Вот тогда мне стало больно за свой народ, за свою культуру. Узбеки смогли сохранить и веру, и традиции. Поэтому они с уважением отнеслись к людям другой национальности.
В таких условиях просто необходимы попытки противостоять этим негативным явлениям путем возрождения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Как это сделать? С малых лет человек должен понимать, что, попадая в безвыходное положение, в минуты отчаяния, не имея цели, неверующий человек, не зная на кого уповать, совершает трагические ошибки. Или ударяется в пьянство, наркоманию, что тоже является самоубийством, только медленным.
Свято место пусто не бывает
Если человеку с детских лет в сердце было обронено зерно веры, в этот момент оно может прорасти. И человек вспомнит, что ему есть куда обратиться.
Как говорил Николай Сербский, если дать человеку знания и богатства, но отнять у него цель, ради чего он живет, то он будет самым несчастным на свете. Сколько таких примеров, когда юноша получил прекрасное образование, занял высокий пост, потом жизненные обстоятельства завели его в трудное положение. И тогда человек он сломался, потому что нет цели. Главное в жизни – ориентир.
Свято место пусто не бывает, чужая культура вытесняет русскую. Возникает вопрос, зачем тогда были эти победы Суворова, Александра Невского, нам теперь мусор высыпать на могилы наших полководцев? Зачем они воевали, если мы не хотим это хранить? Потому что Отечество защищать – это не только стоять на обороне территории, ее недр и достояния, которые у нас есть, это сохранять культуру, веру своих отцов.
На сегодняшний день в США официально уже введены информационные войска, которые ведут свою деятельность в России. Их воздействие мы ощущаем постоянно. Это чужеродные идеи, раскрученные на всю катушку. А если мы не будем вести пропаганду своей культуры, то проиграем, нас захлестнет тот поток информации, который обрушивают с экранов телевизоров и через Интернет.
Нельзя не сказать о таком модуле, как светская этика. Ведь это не только предмет, который учит культуре поведения в обществе, в нем насаждается мировоззрение, даются понятия о добре и зле. В светской этике мерилом этих понятий выступает человек. Было время, когда женщине нельзя было выходить на улицу с непокрытой голой, она расценивалась, как блудница. Прошло время, эти ценности утратились. Сегодня не стыдно пройтись и в очень коротком платье, оправдывая тем, что же прятать такую красоту. Это стало нормой. Так и предмет «светская этика» пропагандирует, все, что общепринято – это добро, а то, что осуждается обществом – зло. Вот это пример мерила светской этики. В Священном писании если названо деяние человека грехом, то оно никогда не станет святостью. Потому что за этим пониманием стоит не просто суждение людей, не просто традиции, а мудрость и житейский опыт, а не мода.
Вот и получается, что мы находимся в противостоянии – кто кого. Выбор всегда есть. И он за вами, уважаемые родители!