Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Береги душу свою

По больничному коридору быстро пронесли носилки. Прокатилась волна тревожного оживления. Заспешили в палату, куда определили вновь поступившую, врачи – терапевт, невролог, дежурный хирург. В процедурном хлопотала сестра. В считанные минуты больной, а ею оказалась пожилая женщина, поставили капельницу.

Через час женщина уснула. Возле нее на стуле устроилась дочь. Вызванных в выходной день врачей скорая развезла по домам. Близилось время ужина. Дочь позвонила домой, пересказала ситуацию и перечислила все, что нужно привезти матери, которой предстояло лечение в стационаре.

– …И телевизор не забудь! Большой не надо, конечно, маленький возьми из кухни.

– Думали кома, – обратилась она к соседкам по палате, – диабет у нее. Слава Богу, нет. Сказали, сердце. Смотрела свой любимый сериал и вдруг ни с того, ни с сего охнула и повалилась на бок…

Вскоре привезли все, что было велено, в том числе и телевизор, чему неожиданно очень обрадовались в палате.

– В холле давно уж сломался, вот и сидим здесь, как в погребе – измаялись уж!..

Вечером следующего дня вся палата (а также желающие из соседних) дружно устроились перед экраном, по которому бежали титры очередной мыльной оперы.

Страсти опасны своим коварством. Они вползают в нашу душу тихо, незаметно. Устраиваются там поудобнее и исподволь, чтобы не растревожить, не спугнуть, начинают свою пагубную работу. Получил человек хорошую должность с очень приличной зарплатой. Обрадовался. С первой же получки гостинцев родне накупил, друзей в гости позвал. Соседке пенсионерке дорогое лекарство выкупил. Это же замечательно, когда есть деньги! Прошло несколько лет и уже не узнать человека. Он дело свое открыл. Такие деньги заимел, о которых и не мечтал никогда. Дочек за границу учиться отправил, коттедж построил. И не заметил, что перестал, как когда-то раньше, радоваться жизни. Радость свелась к одному – пресловутым купюрам. Остановиться в погоне за ними уже не стало сил. Страсть к деньгам заполонила душу.

Предвижу возражение, а, возможно, и возмущение моего читателя. Что же здесь плохого? А ничего хорошего. Потому что человек за эту свою страсть готов биться до последнего, ничего и никого не замечая вокруг. Тут уж не до радости, не до бедной соседки, которой не на что выкупить лекарства.

Зашел как-то разговор о страстях в длинной-предлинной дороге в поезде. Спешить некуда. Говорим. Уже и до спора недалеко.

– Страстей много, это правда. Но телевизор-то причем? Наконец-то и к нам, старикам, радость прямо в дом пришла. Сиди себе на диванчике и хоть с утра до вечера смотри – красота!

Пожилой мужчина для большей выразительности театрально развел руками.

– Скажите, – обратилась я к нему, – у вас входная дверь на замок закрывается?

– Конечно, а как же!

– Позвольте спросить: зачем?

– Как зачем? Мало ли кто ко мне ворвется? Бандюг-то поразвелось… У нас в деревне наркоман соседку старушку убил…

А дальше мы просто рассуждали и вспоминали. Разве с экрана телевизора не врываются в наш дом и бандюги-киллеры, и девицы-блудницы, и сказочно (чаще всего преступно) разбогатевшие герои и героини, на которых ах как хочется быть похожим нашим мальчикам и девочкам! Тем более, что возможностей устроиться все меньше. Да и зачем? Можно проще и быстрее, пусть и не совсем честно… «Семья? Это не для меня! Для меня главное – любовь!» – томно вздыхает вполне положительная героиня с телеэкрана. И с нее не спускает восторженных глаз чья-то совсем еще юная внучка.

А разве не хозяйничают эти телепришельцы в наших душах? Сколько эмоций – восхищение, возмущение, негодование – выплескивается наружу. Это очень хорошо знают авторы и создатели фильмов и передач. Знают, что нам преподнести, чтобы уж наверняка ни стар, ни млад от телевизора оторваться не смог. Чтобы втянуть человека в грязное болото сплетен, непристойности, преступлений и прочего, по самые ноздри.

Порассуждали. И радостно было, что попутчики мои во многом со мной согласились. А потом вспоминали, как раньше, в хорошие добрые времена, управившись по хозяйству, шли в свой сельский клуб, в кино. Или на постановку спектакля, которую готовили самодеятельные артисты. Радости-то было! И прежде всего – радости общения.

– Идем с соседями домой. На улице морозец, все небо в звездах! А сейчас и звезд-то не видит никто…

Мужчина вздохнул. И рассказал о своей семье. Как жили в пятистеннике всемером: родители, четверо ребятишек и дедушка – совсем старый, дед отца. Ужин вечером – особый ритуал. Все в сборе. Родители-колхозники хоть и занятые, а в тетрадки и дневники регулярно заглядывали. Спрашивали про школу, про свою работу рассказывали. Это была семья.

– А сейчас каждый сам по себе. Ужин – кто когда захотел. И по комнатам: каждый к своему телеку или компьютеру. Не до разговоров.

Я уж не говорю о том, что благодаря вышеуказанным достижениям цивилизации в любое время года пусто на деревенских улицах, когда-то кипевших ребятней. А по официальным данным, в нашем крае на каждую тысячу ребятишек приходится две с половиной тысячи заболеваний.

Нет, я не против прогресса – если он не во вред человеку. Я не против достатка и даже крупного состояния – если к нему не прикипают душой, и если оно не становится главной целью в жизни. Я не против телевизора или компьютера – если пользоваться ими разумно. И, главное, если они не разделяют, не разрушают семью. Семью в том понимании, как это и должно быть. Почему бы не посмотреть всей семьей хороший фильм? А потом всем вместе его обсудить. А если фильм неважный, то и его обсудить. Чтобы дети знали родительское мнение и могли высказать свое. Ведь «крошка сын к отцу пришел», именно к отцу, а не к кому-то другому, чтобы спросить, «что такое хорошо, а что такое плохо?» Детям очень важно знать это от папы или мамы, самых близких, самых родных. А если родные хранят молчание, ответ будет найден в другом месте. Обязательно. Вакуума не бывает.

Как-то пришлось быть свидетелем разговора двух молодых мам:

– Меня телевизор здорово выручает! Приткну поближе, и хоть три часа будет сидеть, не пикнет..!

Я поинтересовалась, сколько же лет юному телезрителю. Оказалось, скоро полгода будет…

А в другой семье дети, подростки уже, смотрели телевизор только с разрешения родителей. И не часами. А, главное, не видели в этом запрете ущемления своих прав, не обижались, настолько силен был родительский авторитет. Но, пожалуй, еще сильнее родительская любовь, которую дети чувствовали и ценили. Очень занятые папа и мама сами смотрели телевизор лишь изредка. Не из-за занятости! В этой семье читали хорошие книги. В том числе и все вместе – семьей, вслух.

– Иногда с ног валюсь, – делилась мама, – а все равно вечером почитаем. Дети привыкли, ждут. А значит надо.

Кстати, чаще теперь вслух читают дети – подростки уже. Родители слушают. Главное, они все вместе. И не врываются в их дом, в их семью непрошенные гости: телевизор-то выключен, книга интереснее. Увы, какая же это редкость сейчас..!

Мы очень часто забываем, что процесс воспитания идет постоянно, независимо от нас. Его не включишь (когда есть время), не выключишь (когда времени нет или не хочется). Душа маленького человека открыта всегда. И мы, порою, не замечаем, что монстр на жидких кристаллах тихо, по-змеиному коварно и незаметно, уже вовсю занимается воспитанием наших детей вместо нас.

– Ну, ты уж это слишком! – сказала знакомая. – Я люблю телевизор, но чтобы назвать это страстью – нет!

Вскоре ее телевизор вышел из строя. Телемастер не помог. Знакомая взяла ссуду и купила новый.

– Что ж мне теперь к соседям ходить что ли?

Другая, пока телевизор неделю был в ремонте, жила у дочери. Шел сериал. Оторваться от него хотя бы на несколько дней не было сил. А мы говорим: «Ну что ты – какая это страсть?»

Психологи и правоведы давно уже пришли к выводу, что именно телевизор программирует людей, особенно молодых. Исподволь, незаметно. Программирует ситуацию, поведение. Программирует жизнь. И разрушает душу – самое большое, самое главное наше богатство. Да, человеку действительно можно все. Но все ли полезно? Большой дом состоит из маленьких кирпичиков. Большая беда из маленьких, вроде бы безобидных отступлений, потаканий – и себе, и любимому чаду. «Мне не повредит, а он – вырастет и поумнеет».

Рискованное это заявление. А может быть лучше не ждать, пока гром грянет, а закрыть дверь на засов покрепче уже сейчас? Чтобы не хозяйничали ни в душе, ни в семье непрошенные гости, а царила любовь, взаимопонимание и доверие друг к другу абсолютно всех. Воистину такой семье никакой ураган не страшен.

«Береги душу свою». Этот наказ берет свое начало в глубине веков. Он звучит одинаково во все времена и для всех народов. Одинаково актуально. Остановись, человек! Оглянись назад и задумайся. Самое время…

Просмотров: 25
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();