Кто из родителей не любит своего ребенка? Маленького и взрослого, послушного и не очень. Любая мать готова пожертвовать всем, любой отец всегда защитит, сбережет. Но всегда ли любовь несет в себе ту самую родительскую мудрость, которая так необходима? Увы… Нередко берет верх любовь безрассудная, слепая.
…Вовочка был ребенком долгожданным. Алла и Валентин с первых дней жизни делали для него все возможное, а порой и невозможное. Жили они в достатке, в просторной трехкомнатной квартире в центре города. Алла работала в партийном аппарате, а это в шестидесятые годы много значило. В доме было все, чего в магазинах люди не видели.
Одним словом, радость и счастье родителей не знали предела.
Между тем Вовочка подрастал. Жизнь маленького человека текла так, что в ней не было места запретам. Ему позволялось все, его нежили и лелеяли так, как будто хотели побить все рекорды безумной родительской любви.
– Вовочка, прекрати бегать! Ты слышишь? Прекрати сейчас же, я говорю! – пыталась остановить малыша Алла.
– Что значит прекрати? – тут же вступался за сына любящий папа. – Бегай, сынок, бегай! Бегай, я говорю!
– Но он же сейчас свалит и разобьет банку!..
– Ну и пусть разобьет! Ерунда какая. Он ребенок!
Алла пожимала плечами и отступала.
Уже подростка они взяли сына на дачу. Он влез на крышу и гулял по ней, размахивая палкой.
– Вовочка, слезь! Иди папе помоги, дел вон сколько. Ты же уже большой!..
– Да что там помоги! – упер руки в бока отец. – Ты слезь да хоть посмотри, как помидоры-то растут. А то скоро станешь взрослым и не будешь знать!..
Сын не обращал на возгласы родителей ни малейшего внимания, напоминая глухонемого. Он, посвистывая, вышагивал по крыше и все так же размахивал палкой.
Шли годы. Вовочка стал взрослым, женился. Не все нравилось родителям в красавице Марине, но они приняли невестку как родную. Лишь бы Вовочке было хорошо! Рождению внука Алла и Валентин радовались не меньше, чем своему первенцу. Кроме Вовочки детей у них не было, Бог не дал. А потом и второго Марина родила. Поскольку жили вместе, то хлопот о детях молодому папаше не доставалось, чему он был несказанно доволен.
Родители пошли на пенсию. С удвоенной энергией налегли на дачу. Не только заготовками с участка кормилась семья. За лето к осени супруги выращивали здесь бройлеров на мясо. Так что о хлебе насущном молодым думать не приходилось. Однако семейные узы все же тяготили ни к чему не приспособленного Вовочку. Семья распалась.
Ни о какой помощи детям папаша и не думал. Внуков вместе с Мариной растили его заботливые родители. Кормили, одевали, обували, учили. С невесткой, которая не перестала называть их мамой и папой, у Аллы с Валентином по сей день теплые родственные отношения. Вовочка работал на какой-то должности «не бей лежачего». А после сокращения не работал вообще, совершенно не испытывая при этом никаких угрызений совести. У него по-прежнему не было необходимости заботиться о пропитании или платить за квартиру.
Как-то приехал в гости племянник Аллы. Тетя с дядей обрадовались несказанно. Разговоров за ужином было много. Вдруг щелкнул замок, но не входной двери, а одной из комнат. Вовочка молча вышел в коридор, не забыв закрыть свою комнату на ключ. Оделся, ушел.
– Так… так он дома?! – опешил племянник. – Выходит, не хочет выйти и поздороваться хотя бы… Ведь столько лет не виделись!.. Брат же!
Тетя вздохнула, дядя пожал плечами.
После ужина тетя Алла со стола убирать не стала.
– Вова еще выйдет поужинать. Он всегда потом, после нас. – Тетя сконфузилась. – Система у него какая-то что ли… Оздоровительная.
Гость пребывал в тягостном недоумении.
– Тетя Алла, вам уже восьмой десяток идет. А… а как же он потом будет, без вас? На что жить-то?
Тетя Алла сказала, что Вовочка вроде где-то работает. Немного. Тысяч пятнадцать на карманные расходы зарабатывает.
– А потом? Продавать что-нибудь будет. Квартиру, например. Ему и двушки хватит, а на разницу долго жить можно. – Тетя вздохнула.
В прихожей хлопнула дверь, потом щелкнул замок в Вовочкиной комнате. А когда все ушли из кухни, он пошел ужинать. Молча. Так и не поздоровавшись с братом, которого не видел много лет.
Л. Чубатых. с. Волчиха