Слабое, сильное звено
Когда получил просьбу редакции поделиться воспоминаниями, впервые в полной мере осознал свой «мемуарный» возраст. Да, жизнь не стоит на месте. Она мчит вперед со скоростью курьерского поезда, оставляя за окном и унося в прошлое, памятные и заурядные события, имена попутчиков, впечатления от увиденного… До чего же ты беспощадно и необратимо, время! Кажется, что это было только вчера. Обернись, протяни руку… Ан, нет. Рукой не достать. Приходится напрягать память.
Ноябрь 1979. Мне тридцать один год. За плечами – десять лет работы в районной газете в должностях от корреспондента до заместителя редактора и заочное отделение факультета журналистики Уральского госуниверситета. Утвержден Алтайским крайкомом КПСС редактором новичихинской районной газеты «По ленинскому пути». Я – самый молодой среди редакторов районных газет края. И эта молодость, по мнению некоторых сотрудников, была серьезным недостатком. До сих пор помню фразу, высказанную после очередной планерки в кулуарах редакции одной из возрастных работниц: «Мальчишка! Приехал тут нас, матерых, журналистике учить!»
Пожалуй, довольно о себе. Увлекся. Успешная работа редакции зависит не только и не столько от редактора, сколько от слаженности коллектива редакции, профессионализма, ответственного и творческого отношения к делу каждого сотрудника. А потому одновременно и слабым, и сильным звеном были, есть и будут кадры. Поясню это противоречивое утверждение. Жесткий график выпуска газеты требует беспрекословного выполнения редакционного задания в нужном объеме и в установленное время. А теперь представьте, что в коллективе редакции одновременно трудятся четыре сотрудницы, имеющие детей дошколят… Кроме того, каждому работнику положен отпуск, никто не застрахован от болезни. Одним словом, в постоянной работе, в лучшем случае, две трети состава, в худшем – половина. Отсюда бесконечные перегрузки, переработки. Такие условия и невысокая заработная плата устраивали далеко не всех. Приходили новые работники, но не каждому дан творческий дар, умение общаться с людьми, грамотно и интересно излагать свои мысли. Итог – постоянные вакансии. Например, в течение трех лет мы не могли найти заведующего сельхозотделом. Решать проблему кадров можно было путем завоза их из других районов, но тут же возникала проблема жилья. Мы использовали все возможности. «Выписали» из Новосибирской области на сельхозотдел В. Г. Лаврушина, добились распределения в редакцию выпускника университета В. В. Початкова, перевода из Павловской школы Л. Л. Гончаровой. Хорошее творческое наследие оставили в нашей газете проработавшие по нескольку лет Сергей Трухин, Наталья Ткаченко, Наталья Дюсекенова, Ольга Дубовик, Валерий Петрушин, Михаил Катаев, уволившиеся по семейным и другим обстоятельствам.
В 1983-1985 годах в редакции сформировался крепкий работоспособный коллектив, в котором сложился оптимальный баланс молодости, опыта и творческого потенциала. 90 процентов литературных работников имели высшее образование, средний возраст – 27-28 лет. Самым опытным и возрастным сотрудникам Н. М. Таровитовой и В. Г. Лаврушину – немногим за сорок.
Неотъемлемой частью работы и развития каждого сотрудника была учеба. Нет, мы не сидели за партами, не зубрили теорию, не слушали лекции. В редакции стало правилом, еженедельно, после планерки, проводить летучки, на которых дежурный сотрудник дает оценку достоинствам и недостаткам каждого опубликованного на прошлой неделе материала. Свое резюме высказывают редактор и ответственный секретарь, которым по должности положено еще до публикации все прочитывать и редактировать. Мы учились на своих и чужих успехах и ошибках. На летучке коллективно определялся лучший материал недели, который поощрялся повышенным гонораром.
Объять необъятное…
Особое внимание уделялось планированию. Каждый отдел имел квартальные, месячные и недельные планы работы. Они были основой, но не догмой. Время всегда вносило свои коррективы, но планирование позволяло удержать в поле зрения редакции, а стало быть и читателей газеты, все многообразие жизни района. Вспомним почти десяток тематических страниц, которые с периодичностью раз в месяц или квартал выходили в газете: «Письма наших читателей», «Культура», «Юность», «Экономическая страница», «Щит и меч», «Школа и жизнь», «Народный контроль» и другие. Они и постоянные рубрики в полной мере отвечали интересам и запросам читателей.
А писать в эту пору было о чем. В районе небывалыми темпами развивались сельское хозяйство, строительство современных животноводческих помещений, крытых асфальтированных площадок для хранения зерна, мехтоков. Своего пика достигло жилищное строительство. Строили все без исключения предприятии и организации, используя какие только возможно источники финансирования. За год в районе вводилось от 200 до 270 квартир. Свой вклад – двухквартирный дом – внесла в программу и редакция. На это время пришлось строительство единственного в стране сельского молодежного жилищного комплекса, возникшего на месте снесенных старых животноводческих помещений. Помимо 40 благоустроенных жилых домов с приусадебными участками, в комплекс вошли стадион и спортивный зал. Велось строительство таких значимых объектов, как районный Дом быта, детский садик «Солнышко», зданий администрации района, управления сельского хозяйства, Дома правосудия и других.
Особая тема для газеты в 81-85 годах – дороги. Этот период был объявлен пятилеткой дорог. Их вели методом народной стройки, объединяя ресурсы, технику, людей из предприятий и организаций района. Такими сводными отрядами построены дороги со щебеночным покрытием от Мамонтово до Солоновки, от Поломошного до Лобанихи и Невского, от Веселой Дубравы до Долгово и Ильинки общей протяженностью в 120 километров. Кроме того, от поспелихинской трассы до Новичихи уложили асфальт. В Новичиху пришла чарышская вода.
Все это находило отражение в наших публикациях, но ни в коей мере не заслоняло и не отодвигало на второй план экономическую тематику, культурную жизнь, вопросы соревнования, популяризации человека труда, на каком бы участке он ни работал. Лучших механизаторов, доярок, представителей других массовых профессий журналисты знали не только по фамилии, но и по имени и отчеству. Например, героями наших очерковых материалов были солоновский механизатор В. А. Эбергардт, красноярская доярка В. Г. Воликова, новичихинский строитель В. А. Панченко, экономист колхоза «Россия» В. А. Севагина, врач районной больницы С. А. Зеленский, директор Токаревской школы А. Г. Ригер. Этот список можно продолжать очень долго. Мы не только пели оды лучшим людям. Газета часто поднимала и анализировала производственные проблемы, вопросы социальной жизни сел, бытового, торгового обслуживания, пропаганды и распространения передового опыта, бичевала такие пороки, как пьянство, хулиганство, тунеядство, бесхозяйственность, бюрократизм.
Спросите, откуда у молодых газетчиков полиглотство во всех аспектах жизни района? Ведь невозможно знать все обо всем. Правильно. Невозможно объять необъятное. Но мы это делали. И вот как. В работе журналистов существовала пропорция: шестьдесят процентов организованных и сорок процентов материалов за своей подписью. Авторами проблемных и аналитических материалов становились специалисты сельского хозяйства, медики, юристы, педагоги и другие общественные корреспонденты. Назову некоторых из них. Активно сотрудничали с газетой М. Н. Липовцева, заведующая клубом с. Алейниково, И. А. Косач из Солоновки, Н. М. Гончарова и Т. И. Куценко из Павловки, В. А. Севагина, Ю. Н. Казанцев, А. Д. Лебедев, Н. П. Беспятова, П. И. Кабко, В. А. Воробьев из Новичихи, З. И. Сенаторова из Поломошного, Н. И. Гензур и Иван Рябин из Лобанихи и другие.
И еще. У нас всегда было то, чего сегодня почти не встретишь в газетах. На каждый критический материал должно быть опубликовано либо опровержение, либо сообщение о принятых мерах. Рубрики «По следам наших выступлений», «Газета выступила. Что сделано?» работали. Меры к нерадивым принимались серьезные, вплоть до обсуждения на заседании бюро райкома КПСС.
А вот как результаты нашей работы материализовались в цифрах. С 2700 экземпляров в 1979 году тираж газеты к 1985 году вырос и превысил 4000 экземпляров. Если взять среднестатистическую семью из трех человек, то получится, что газету приносили в каждый дом.
Но не только газетными проблемами жил коллектив. Приходилось выполнять много другой работы, так или иначе связанной с условиями труда. Разваливался старенький деревянный гараж. За лето построили кирпичный, отапливаемый на две машины. Заливали фундамент, завозили кирпич, помогали в кладке стен силами мужской половины коллектива. В типографию поступала новая техника: линотип, печатная машина, гартоплавильная установка, бумагоразмоточная машина. Демонтаж старого и установку нового оборудования вели своими силами. Установили вытяжную вентиляцию. Отремонтировали и оснастили мебелью, посудой комнату для приема пищи и отдыха. Оборудовали в здании теплый санузел. Да, пишу об этом с известной долей гордости. В то время унитаз в организации был загадочным гостем из будущего.
А еще, мы вместе заготавливали и вывозили дрова для нужд работников редакции и типографии, закупали и развозили по домам зерноотходы. Вместе проводили новогодние елки для детей и коллектива, праздновали 23 февраля, 8 марта, День печати. Все это сплачивало коллектив, сближало людей, обеспечивало здоровый микроклимат.
Наш печатный цех
Все, о чем говорилось выше, никогда бы не материализовалось в газетные сточки, статьи, страницы, номера. Путевку в свет всем журналистским творениям обеспечивали наши бесценные (не боюсь этого слова) полиграфисты. На примере их работы можно отследить целых три этапа развития отечественной полиграфии.
Наборщицы Евдокия Никитична Горячих и Валентина Андреевна Овчинникова стояли у самых истоков районной типографии. Тогда вручную, по буковке, точке и запятой набирали весь текст каждой газеты. Разные по характеру: Е. Н. Горячих до суровости серьезная, немногословная, а В. А. Овчинникова – озорная, прикольная, подвижная, как ртуть, говорунья, обе были одинаково трудолюбивы, ответственны и дисциплинированы. Своим отношением к делу они «заражали» новое поколение полиграфистов.
А новое поколение было представлено Любовью Афанасьевной Кузнецовой, наборщицей ручного набора, освоившей самостоятельно машинный, а потом и компьютерный набор, линотипистами (линотип – строкоотливная наборная машина) Раисой Ивановной Вороновской и Тамарой Дмитриевной Дегтяревой. Последние приехали в Новичиху по распределению после окончания Барнаульского полиграфического училища. Это были профессионалы высшего класса, неоднократно становившиеся победителями и призерами зональных и краевых конкурсов на звание «Лучший по профессии».
Коллектив типографии был высокопрофессиональным, стабильным. Разве что печатники менялись. Причина – газета постоянно печаталась ночью. Наиболее терпеливым оказался Анатолий Григорьевич Гамаюнов. Его хватило на целую пятилетку. Мы старались не только улучшать условия работы полиграфистов, но и оплату труда. Одним из таких шагов стал перевод с повременки на сделку. С одной стороны, новшество типографцы приняли настороженно, с другой – бухгалтерия противилась (добавлялось много работы). Пришлось включать «административный ресурс». Итог таков: наша типография по результатам за год вышла на первое место в крае по среднему размеру зарплаты на одного работающего, на второе – по выпуску продукции. Зарплата наших полиграфистов увеличилась почти на четверть. Больше всех пострадал редактор. На коллегии краевого комитета по печати ему объявили выговор за «превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда» Но нет худа без добра. Вместе с выговором с этого заседания коллегии привез увеличение фонда оплаты труда с 10,5 до 14,5 тысяч рублей. Больше выговоров не было. Благодарности были.
Вот, пожалуй, и все. Хотя, нет. Не могу оставить без внимания еще одного человека – Виктора Васильевича Силкина. Он был сезонщиком: зимой кочегарил, летом приглашали на договорные работы. Это он строил гараж, проводил мелкий ремонт помещений, обмуровывал котлы в котельной… Все спорилось в его руках. Маленький, худенький, и внешне, и манерами напоминающий одного из шукшинских персонажей, он был окружен какой-то особой, не попадающей ни под одно определение, любовью каждого в коллективе. А когда на корпоративных вечеринках Виктор Васильевич брал в руки баян и, в свойственной только ему манере, пел частушки, у нас от смеха болели животы.
Вместо эпилога
Вопреки собственному желанию и воле мне пришлось в 1988 году оставить любимую профессию, любимую работу, от результатов которой получал наибольшее удовлетворение. Не смог ответить отказом членам пленума Новичихинского райкома КПСС, которые в альтернативу предложенному решением бюро кандидату в секретари райкома, выдвинули меня и почти единогласно избрали.
Повторюсь. Время работы в Новичихинской районной газете стало самым счастливым и продуктивным периодом моей жизни. И не только по тому, что удалось реализовать амбициозные, на первый взгляд, задумки молодого редактора. Здесь вышел лучший за всю мою журналистскую карьеру – очерк «Вехи становления», ставший первым документально-публицистическим материалом по истории с. Новичиха. А еще, полагаю, я имею право гордиться теми работниками редакции, которые под моим началом набирались опыта и сделали журналистику делом своей жизни. Продолжают работать в редакции мои бывшие коллеги Л. Л. Гончарова и С. А. Бутенко. Но особый предмет моей гордости В. В. Початков, Г. А. Самойлова и В. Г. Лаврушин, выросшие в нашем коллективе до редакторов районных газет и прекрасно зарекомендовавшие себя на этих должностях.
Впрочем, работа в редакции многое дала и тем, кто выбрал иную жизненную стезю. Единственный, за всю мою бытность редактором, пишущий фотокорреспондент М. Катаев, ушел из редакции, чтобы работать по своей основной специальности. Вырос до руководителя лесного хозяйства Камчатской области. Во время одного из приездов в Новичиху он подарил мне свой сборник стихов и рассказов. Другой фотокорреспондент, С. Карташов, пришел в редакцию будучи фотографом-любителем. Позднее фотография стала его семейным бизнесом. Недавно в Интернете просмотрел прекрасный видеофильм «Здравствуй, Новичиха», снятый Сергеем Карташовым в содружестве с автором сценария Ольгой Нагайцевой.
С большинством бывших и действующих работников редакции и типографии общаюсь в Интернете, по телефону. Вот что пишет мне Н. Дюсекенова (Герман): «Я благодарна Вам и коллективу редакции за то, что научили преодолевать трудности, упорству в достижении цели, оптимизму. Редакция стала для меня школой жизни. Очень сожалею, что в свое время отказалась от предложения работать в «Молодежи Алтая»…
Закончу небольшим отрывком из своего стихотворения, посвященного журналистам.
Горжусь, что я из тех,
Кто над словами властен,
Тех, кто делил с людьми и радости, и боль,
Кто к высочайшей мисси причастен –
Историю писать газетною строкой!
С юбилеем, «Сельчанка»! С Юбилеем, коллеги! С юбилеем, общественные корреспонденты и читатели газеты. Успехов вам всегда и во всем!
А. КАНУННИКОВ,
пенсионер, бывший редактор газеты.