Обе они о любви. Рассказывая одну, я хотела бы опровергнуть расхожее выражение в защиту пресловутых «гражданских» браков: пусть, мол, живут – все лучше, чем молодому да здоровому на сторону-то бегать!.. А вторая история о том, как родительская любовь, непререкаемый родительский авторитет иногда становится причиной беды для собственного ребенка.
Любовь умеет ждать
Он приехал сюда. Потому что уверовал в Бога. А в селе православная община, большой храм и монастырь. Сергей был красив той русской красотой, которую изображают живописцы. Ни дать, ни взять – царевич из сказки. После окончания военного училища служил в армии и, наверное, мог бы сделать себе карьеру. Но это все как-то разом меркло, стало неважным.
Как и все молодые, он мечтал о семье. Так получилось, что по-настоящему еще не любил. И вот здесь – в деревне, в православной общине он эту самую настоящую любовь и встретил. Маленькая, улыбчивая, далеко не царевна, но в душу запала глубоко. Парня не смущало то, что девушка была совсем молоденькой. Здесь венчали в семнадцать и даже в шестнадцать лет. Уж если любовь, так чтобы жили в браке, а не блудили. Когда намечался малыш, брак, как и положено, регистрировали в сельсовете.
Однако избранница Сергея сразу же дала ему от ворот поворот. Молодой человек был настойчив. И удивлен. Еще в школе отбоя от девчонок не было. И вот! «Да что тебе – девчат мало? Гляди-ка, свет клином на Машке сошелся!»
Видно, и вправду сошелся. Совсем покой потерял парень. А тут вдруг узнал такое, что от неожиданности прямо похолодел. Маше было всего четырнадцать лет. А ему – двадцать четыре…
Пришел бывший офицер в себя и принял решение: ждать! Как бы то ни было, а Маша станет его невестой. Он перестал обращать внимание на то, что она по-прежнему гнала его от себя, и избрал следующую тактику. Едва ли не каждый день он приходил в дом, где жила многодетная семья Маши, и что-нибудь делал по хозяйству. Шли дни, месяцы. Он ходил, невеста росла. И вот, наконец, она обратила на него внимание. А потом и влюбилась. Да так, что, когда Сергей служил в храме (он к этому времени стал алтарником), она выстаивала службу от начала до конца, не сводя с него глаз. Девушке шел шестнадцатый. Они стали встречаться. Прошло еще несколько месяцев и их обвенчали. Мне рассказали, что в тот день венчалось несколько пар, но эта была самая-самая. Невеста сияла от счастья. Впрочем, и красавец жених тоже.
Через год Маша забеременела и родила Максимку.
Услышала я эту историю, посмотрела на ее героя алтарника Сергея. Не скрою, была восхищена его подвигом во имя любви. Очень мне захотелось увидеть и героиню тоже. История ведь удивительная, прямо хоть сценарий для фильма пиши. И вот представился мне такой случай.
Среди недели на службе в храме людей немного. Только незадолго до выноса Чаши он заполняется малышней. Кого-то мамы ведут, кого-то несут на руках. И вдруг я увидела, как медленно и как-то даже величаво вошла совсем молодая женщина – маленькая, складная, в сапожках на тонком каблучке. Красиво спадала складками длинная юбка, платочек к лицу, на котором радостная полуулыбка. На руках мирно дремал малыш, судя по костюму и шапочке, мальчик.
«Она!» – мелькнуло в голове. Я не выдержала, подошла:
– Скажите, вашего малыша Максимкой зовут?
– Да! – она улыбнулась светло и открыто, совсем не удивившись вопросу.
– А… мужа?
– Сережа!..
И Маша поспешила к амвону, где уже вынесли Чашу для причастия.
Вот такая история. Непридуманная, настоящая. В наше время произошла. История о большой настоящей любви. А такая любовь есть предмет духовный и свойства ее апостол Павел отписывает так: «Любовь долготерпит, милосердвует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».
Мне хочется добавить: и умеет ждать.
У разбитого корыта
Когда Геннадий объявил дома, что собирается жениться на Татьяне, мать не просто возразила. Из ее уст прозвучало категоричное: «Нет! Никогда!»
Жили Соловьевы крепко. Оба занимали достойные должности, держали хорошее хозяйство. Сомнений, что и у детей, которые (сын и дочь) выросли, все будет также благополучно, у них не было. А что? Надо только захотеть и все будет хорошо. Сын отслужил. Мария Алексеевна уже присматривала для него невесту и не думала отдавать инициативу в руки сыну. Что он понимает? Ей лучше знать, она мать. Да и вообще у них в семье первое слово было за ней, а Федору Петровичу отводился голос совещательный. И вдруг: «Я буду жениться на Татьяне!» Этого только не хватало! Во-первых, голь перекатная, в семье детей – мал мала меньше. А во-вторых, была уже у Татьяны любовь. Жениться собирались, да только жених раздумал и уехал из села. Зачем же сыну невеста с таким пятном?
Однако Геннадий не отступал. Но и Мария Алексеевна не сдавалась. В конце концов она устроила сыну такой скандал, что Федор Петрович слег в больницу с сердечным приступом. А Геннадий, с детства приученный не перечить матери, уступил. Было больно стыдно перед девушкой, но он не смог иначе.
Прошло время, и как-то Мария Алексеевна показала сыну на ту, которая особенно ей понравилась. И красивая, и образованная. А, главное, не бедная. «Стерпится – слюбится», – ответила она, когда сын сказал: «Я ее не люблю». Лена тоже не любила Геннадия, но будущая свекровь пришлась ей по сердцу.
Полетели дни, недели, месяцы после свадьбы. Годы пошли. Родился у молодых сын, потом дочка. Только любовь не переступила порога их дома. И получилось так, что Лена ответила на ухаживания чужого мужа. Он и в мыслях не держал, чтобы оставить жену и ребенка, которых очень любил. Просто блудник был по натуре, искатель любовных приключений.
История стала достоянием жителей деревни. Мария Алексеевна прямо-таки остолбенела от неожиданности. Дом – полная чаша, муж хороший, детки подрастают. Чего еще невестке недостает? И предложила она молодым из отделения на центральную усадьбу совхоза переехать. Думала, забудет Лена своего ухажера. Как говорится, с глаз долой – из сердца вон. Только не вышло по ее. Он продолжал наведываться.
А Геннадий запил. Пытался было образумить жену, случалось и руку поднимал. Все было. А развод как раз Лене и нужен был. Стала жить с детьми отдельно, надеясь, что новая любовь поможет обрести семью. Но возлюбленный ее об этом и речи не заводил.
Не знаю уж как, но сошлись Лена с Геннадием. Я когда об этом узнала, порадовалась за них Лена женщина неплохая, хозяйка хорошая, и мать. И в рассудительности ей не отказать. Да и детям отец нужен. Родной.
Так вышло, что я на долгое время потеряла Соловьевых из виду. Прошло несколько лет. Дети у них уже выросли. Но самое прискорбное, что Лена и Геннадий так и не смогли свить своего семейного гнездышка. Расстались. А Татьяна после женитьбы Геннадия вышла замуж за хорошего парня. У них трое детей. Хорошая, счастливая семья получилась.
Людмила ЧУБАТЫХ.