Тамара в свои неполные пятьдесят выглядит моложе. Приветливая, обаятельная, с улыбкой к каждому, кто бы к ней ни обратился. Смотришь на нее, и с трудом верится, что пережить ей в жизни выпало немало.
Но Тамара далеко не пессимистка. Скорее, наоборот. Когда осталась без мужа с Артемом на руках, несчастной себя не считала. Им было хорошо вдвоем. А когда к ним в уютную однокомнатную квартиру приходили родственники или друзья, было еще лучше.
Артем рос. А Тамара жила для него. Ей очень хотелось вырастить сына хорошим человеком, хотелось, чтобы он был счастлив. И она делала для этого все.
Попыталась заняться бизнесом. Получилось, и она была рада. Когда Артем познакомил ее со своей девушкой, Тамара, не задумываясь, распахнула ей душу, приняла. И даже ревности не было. Радовалась, что теперь у нее будет еще и дочка. Светлана надежды свекрови оправдала. Они дружно зажили все в той же однокомнатной.
Тамара кроме открытого доброго характера имела еще и золотые руки – была мастерица вязать. Делала это и для племянниц, и для другой родни. А уж для Светланы старалась особенно. Не только топики, кофточки и сарафанчики, связала и ажурные летние сапожки – писк моды. Мечтала, что когда пойдут внуки, она будет вязать и для них.
Но внуков все не было и не было. Зато однажды она встретила одинокого человека. Общались, присматривались друг к другу. И поняли, что быть вместе – это их судьба. Сергей окружил ее таким теплом, такой заботой, о которой она уже и не мечтала.
У него был небольшой и далеко не новый домик на земле. Тамара подумала и решила, что хоть и не без труда, но сможет купить трехкомнатную квартиру. После крохи однокомнатной она показалась им дворцом! И они зажили вчетвером. Места хватало всем.
Шло время. В отношениях Артема и Светланы стали пролетать искры, а вскоре от прошлого благополучия не осталось и следа. Развод сына Тамара перенесла стоически, но он был для нее сильным ударом. Тайком плакала. Хорошо, что поддерживал и утешал добрая душа Сергей. Светланка приросла к сердцу, они расстались по-доброму.
Какое-то время Артем метался и нервничал. Потом нашел себе пару. Привел домой, представив, как жену. Ольга в любезностях перед свекровью не рассыпалась. От нее веяло холодком. Тамара чувствовала ее отчужденность и очень переживала. Впрочем, для тяжких переживаний у нее была и еще одна причина. Но об этом чуть позже.
Они жили в одной квартире, но почти не виделись. Молодые, как стало понятно, по инициативе невестки почти не выходили из своей комнаты. Но Артем как-то вышел. Один. Тамара чувствовала себя плохо. Сидя на стуле, готовила ужин. Сергей был на дежурстве.
– Мам, поговорить надо.
Артем смутился, но только на мгновенье.
– Оля не хочет так жить…
– Как – так?
От дурного предчувствия гулко застучало сердце.
– Ну… В общем, Оля сказала, чтобы я выбирал: или она, или ты.
Тамара молчала. Кухонный шкаф закачался, все поплыло перед глазами.
– Ма, ну ты же должна понять: я не хочу терять эту женщину, я ее люблю. Ты же хочешь, чтобы у нас все было хорошо?
Наутро, когда приехал со смены Сергей, они собрали вещи. Снимать благоустроенную квартиру было дорого. Тамара уже год не работала. Еще когда Артем жил со Светланой, ей поставили страшный диагноз: рак. Состояние ухудшалось, она уже не могла передвигаться без палочки.
Живут они сейчас в том самом домике Сергея. Удобства, особенно необходимые в положении Тамары, на улице. Помыться в душе муж возит ее к родственникам. Печь топит сам, но когда бывает на работе, это приходится делать Тамаре.
А Ольга полновластная хозяйка просторной благоустроенной квартиры, чему несказанно рада. Живут они с Артемом хорошо. Несмотря ни на что, счастливы. Только то ли это счастье, от которого радуется, согреваясь теплом сердце? А, может, сиюминутное, призрачное, похожее на мыльный пузырь – дунь и лопнет…
Поживем – увидим.
Людмила ЧУБАТЫХ.
с. Волчиха.