На публикацию «Маневры правительства крестьянину непонятны» в «Сельчанке» № 11 от 31.01.12 г. откликнулся руководитель к/х «Золотая нива» Н. А. Пашовкин из Павловки. Сегодня Николай Александрович размышляет о текущем моменте и завтрашнем дне фермерства:
– Мы привыкли слышать, что Алтай – житница России. А является ли таковым край сегодня, если зерно все труднее «пристроить»? Думаю, что производство пшеницы имеет меньшее значение, чем прежде. Если раньше в СССР ее получали 120-140 млн. тонн, и этого объема не хватало, то сейчас мы выдаем в пределах 90 млн. тонн и не знаем, куда их девать.
Чтобы сбалансировать потребность в зерне, крестьян призывают возродить животноводство. Разговор об этой отрасли – отдельная тема. Замечу лишь, что на фермах и других специализированных предприятиях фураж стали использовать рациональнее. Да и поголовье скота сократилось. Видимо, уменьшилось и потребление хлеба населением, ведь в магазинах каких только продуктов нет!
Мы выдаем качественное зерно, но это не ставит нас в выигрышное положение перед хозяйствами из европейской части России – производителями пшеницы с низким содержанием клейковины. Разница в закупочных ценах на западе России и на Алтае уже стабильно стала составлять в пределах 2000 рублей за тонну.
К сожалению, мы точно не знаем, почему так трудно идет реализация продукции. Одно время были активные поставки из Казахстана. Сегодня конкуренция с его стороны уменьшилась, так как там найден более перспективный рынок сбыта. Мы же по-прежнему не имеем определенности. Собственные потребности в расчет брать не приходится. Еще недавно территории Сибири нуждались в нашем хлебе, который уходил в Кемеровскую, Омскую, Новосибирскую области, Красноярский край. А сейчас в этих зонах стараются расширить посевы зерновых, повышая уровень занятости сельского населения и на перерабатывающих производствах.
Если перекупщики и переработчики не видят проблем, пока идет хорошая прибыль, то антимонопольная служба должна держать ухо востро. Однако свое право по регулированию ценообразования в сельском хозяйстве и в сотрудничающих с ним сферах она, на мой взгляд, не применяет. Поставили нас в рыночные условия, но монополизированные. Просьбы, предложения, критика в адрес Правительства от крестьян идут потоком. Реакция есть, но в основном она связана со стимулированием успешных и более-менее благополучных хозяйств. Диспаритет цен на сельхозпродукцию и ГСМ, технику, запчасти никто не собирается устранять.
Возвращаюсь к мысли о перепроизводстве зерна. Именно так можно назвать ситуацию с трудностями в реализации и как следствие, с низкой рентабельностью растениеводства. В действительности, ничего лишнего мы не производим. В 2009 году край дал 6 млн. тонн зерна, в 2011 году полеводы снизили производство до 4 млн. тонн. И. И. Лоор, помню, или в качестве начальника крайсельхозуправления, или уже руководителя АКЗС, говорил как о реальном – достижении урожая в 7 млн. тонн. Думаю, крестьяне могут и больше – 8 млн. тонн. Не должна быть заинтересованность участников рынка, в первую очередь тех, кто работает на земле. Пока не будет нормально организована реализация продукции растениеводства, об увеличении объемов лучше не говорить. Ведь производить больше сегодня невыгодно. Фактически мы выращиваем немного. Что значит урожайность 14 – 15 ц/га? Это в 2-3 меньше, чем в Европе. Нерешенная проблема сбыта губительна для хозяйств при достижении любой урожайности. Хочется надеяться на лучшее, на то, что там – наверху, наконец-то, все организуют. Для начала, например, введут нормальный госзаказ.
Самим нам тоже надо искать выход из положения. Вот в советский период успешно развивалось свекловодство в колхозе «Заря Алтая». За мной и напарником И. П. Египко, как за механизаторами, было закреплено поле в 160 га. Мы выполняли основной объем работ по подготовке почвы, севу и уходу за культурой. Урожаи получали неплохие: 200 центнеров с га. В производстве свеклы было задействовано немало людей. При сегодняшней проблеме с занятостью это обстоятельство имеет значение. Главное же, из-за чего говорю о свекловодстве, – необходимость обновления набора культур, который сегодня имеем. К сожалению, свеклой я заниматься не смогу, так как земли мало, да и не на что обзаводиться техникой.
Кроме того, я знаю, что при расстоянии более 50 км от свекловичного поля до пункта приема производство сладкого корня становится невыгодным. Раньше в Поспелихе была разгрузочная площадка. Даже если ее восстановят, для половины хозяйств района это далеко. Но, думаю, на территории, прилегающей к Поспелихинскому, Шипуновскому районам, свеклой заниматься можно. И, в целом, по краю производить сахарную свеклу – это перспективное направление.
Комментарий начальника райсельхозуправления Т. Н. Бергер:
– Наш район, Алтайский край стремятся повысить урожайность зерновых культур при оптимальных затратах. Однако в этом мы не единственные по Сибири. Более того, в некоторых территориях действуют успешнее, развивая еще и животноводство. За счет него увеличивается потребление зернофуража. Этот фактор в нашем районе тоже учитывают, но поголовье скота увеличивается медленно.
Что касается возделывания сахарной свеклы, то возврат к ней проблематичен. Николай Александрович говорил о дороговизне техники и удаленности хозяйств от сахарных заводов. Добавлю, что комплекс машин иностранного производства из-за высокой стоимости приведет к серьезному росту затрат. Технология производства предусматривает применение гербицидов, минеральных удобрений, что также обойдется в копеечку. Окупятся ли вложения? Замечу, когда-то урожайность в 150 ц/га считалась хорошей. Сегодня рентабельность достигается при получении 300 ц/га. Основное производство сладкого корня приходится на Павловский, Шелаболихинский, Зональный и другие районы Бийской зоны. Восстановление свеклоприемных пунктов в Шипуново, Поспелихе, Рубцовске, завода в Алейске вряд ли поможет решить проблему. Современные технологии резко сократили долю ручного труда, что не позволит серьезно повысить уровень занятости населения.
Вместе с тем сбрасывать со счетов свеклосеющее производство нельзя. В крае действует программа поддержки сельхозпредприятий, в случае приобретения ими техники, гербицидов, минеральных удобрений. Соответствующие компенсационные выплаты снижают затраты, что повышает доходность отрасли.
Для более эффективного использования пашни наряду с производством зерновых культур желательно выращивать подсолнечник, лен масличный, рапс.