«В Лобанихе в феврале сборщик резко понизил закупочную цену – на целый рубль за литр молока, сдаваемого крестьянами со своих подворий. С чем это связано, ведь обычно понижение происходит весной? Сельские жители очень недовольны случившимся, ведь многие люди только за счет этого живут. Поговаривают о том, что перекупщики гонятся за сверхприбылями: закупают сырье в нашем районе по 12 рублей, а в Шипуново сдают его по 17 рублей. Заложниками подобного рода спекуляций становятся целые деревни. На каком основании перекупщики в одностороннем порядке решают снижать цену, почему с ними сельсовет не заключает договоры, где бы четко было прописано, когда и насколько будет меняться цена?»
Это сообщение пришло на сайт «Сельчанки» от Дианы Чередниченко.
Прокомментировать ситуацию редакция попросила главу администрации Лобанихинского сельсовета Е. Н. Дробышеву:
– Обстановку с закупом молока в сельсовете знают. Мы не можем устанавливать цены. Единственный выход – найти того, кто больше заплатит. В 2010 году, когда тоже снижались цены, администрация привлекла в село переработчика из Краснощековского района. Один из наших сельчан согласился сотрудничать с ним как сборщик. Закупочная цена сразу увеличилась на 1,5 рубля за 1 литр. Сдатчики должны были быть довольны таким оборотом дела. Но люди почему-то несли молоко к прежнему заготовителю: «Зачем нам его менять? Много лет работает, деньги выплачивает регулярно. А новый партнер, возможно, заманивает хорошей ценой только сначала. Потом ее обрушит, и куда пойдем со своим молоком?» Люди проявляют осторожность, если приходится самим делать выбор. По-другому же изменить ситуацию я не представляю возможным. Только деловое сотрудничество на более выгодных условиях может улучшить положение.
Как организован закуп молока в других селах района? Взять Солоновку, несколько лет назад там работал один сборщик. Сегодня – четыре, казалось бы, к лучшему: конкуренция, борьба за сдатчика. В этих условиях плата должна быть высокой и у разных заготовителей – своей. Но, в действительности, закуп ведется по одной цене. Ее изменение происходит в одно и то же время. Так, в середине февраля вместо 13 – 12 рублей за 1 литр назначили представители всех перерабатывающих предприятий. Молоко из Солоновки отправляется в Поспелиху, Шипуново, Краснощеково.
В других селах района цена такая же. Сбор осуществляется через день, с марта предполагается ежедневно.
Однако в сообщении на сайте особое внимание обращалось на снижение цены именно зимой. Обычно в этот период молоко обходится дорого. Так, в прошлом году максимум в 13 рублей за 1литр платили и в феврале, и в марте. И только с 1 апреля по 12 рублей. С мая – падение до 8 рублей за 1 литр, с июня – 7 руб., с июля начинался рост цены. Нынешнее снижение произошло раньше на 1,5 месяца.
Как объясняют сложившуюся ситуацию представители от переработчиков? Слово директору ООО «Сибирское подворье» из Шипуново В. В. Кириловскому:
– Я – не переработчик. Наше предприятие выполняет роль низового завода, где молоко сутки сохраняется при определенных параметрах, а затем перекачивается в емкости для последующей отправки в Барнаул в компанию «Молочная сказка». Здесь-то и назначается цена. Из нее нужно выделить те суммы, которые получит сдатчик, сборщик и молокоприемный пункт. Получается всем понемногу. К сожалению, этот бизнес еще никого не сделал богатым. В нем есть серьезные риски на каждом участке производственной цепочки, начиная с подворья.
К примеру, если кислое молоко попадает в общую емкость, то нет гарантии, что сырье останется пригодным для дальнейшей переработки. В этом случае большие объемы продукта могут быть выброшены на свалку, а деньги – на ветер. Бывало так, что в пункте приема из-за загрязненности или низкой жирности отказывались брать молоко, и сборщик был вынужден возвращать его сдатчикам.
У нас на предприятии были попытки оторваться от сложившегося уровня цен. Одно время сдатчикам давали за молоко больше. Но потом оплата выровнялась. Порой никаких предпосылок для ее повышения нет. Взять заготовки в Веселой Дубраве, Долгово, Ильинском. Это самые дальние села. Зимой коровы на многих подворьях находятся в запуске. Молока сдается мало. Какой смысл его закупать, обрекая себя на убытки!? Тем не менее «Сибирское подворье» сохранило маршрут, и жители этих сел смогли сдавать излишки. Конечно же, мы получали убытки, ведь дорога дальняя, а молока везли мало. Расходы: издержки на автомобиле, зарплата сборщика, расчет со сдатчиками, услуги молокоприемного пункта приводили к высокой себестоимости продукта. «Молочная сказка» рассчитывается с нами по цене, которую сама устанавливает. Не проблема этой компании, как будут распределяться выданные деньги. Нам приходится находить «золотую середину». Понятно, будут возможности платить сдатчикам больше, так и поступим.
В «Сибирском подворье» не уповают только на сложившуюся конъюнктуру на молочном рынке и условия переработчиков. Мы сами стремимся найти пути снижения затрат. Основная их часть приходится на перевозку. Например, протяженность маршрута из Ильинского до Шипуново почти 150 километров. Только отсюда «Молочная сказка» забирает молоко своими автомобилями. Стоит задача приблизить приемный пункт к сдатчикам. Планируем открыть его в ближайшее время в Новичихе.
Еще один резерв – большие объемы сдачи одному сборщику. Представим, что по селу вместо нескольких автоцистерн молоко сливается в одну. Явная экономия: занят один автомобиль, один сборщик. Кстати, в Новичихинском районе есть заготовитель, который часто сам объезжает несколько сел.
Что касается договора с администрацией сельсовета, то я готов его подписать. В нем важно указать объем молока, который будут сдавать владельцы подворий, и закупочную цену. Думаю, выполнение взятых обязательств будет выгодно и селянам, и заготовителям.
Комментарий начальника юридического отдела администрации района В. А. Солопова:
– Действующее законодательство не предоставляет местной власти полномочий по регулированию цен. Исключение – сфера деятельности муниципальных предприятий. В гражданско-правовые отношения, в том числе при совершении торгово-закупочных операций и других сделок, администрации сел также вмешиваться не вправе. В рассматриваемой ситуации договор между администрацией и сборщиком (молокоприемным пунктом, перерабатывающим предприятием) считаю бесполезным. Такие соглашения дают результат, если подписываются непосредственными участниками сделки.