Об этом шла речь на собрании пчеловодов райцентра.
Ранней весной в нашей газете под заголовком «Куда полетит пчела?» была публикация о проблемах пчеловодов, связанных со спорными ситуациями по поводу размещения пасек, о необходимости посевов медоносных культур, а также о перспективах развития этого нужного и полезного занятия в рамках долгожданного закона Алтайского края «О пчеловодстве». Кстати, вопрос развития пчеловодства, судя по всему, может получить дальнейшее развитие. Витает предложение придать ему статус официальной отрасли сельскохозяйственного производства с вытекающей из этого государственной поддержкой. Так что для пчеловодов открываются перспективы так необходимого, обоюдно заинтересованного взаимодействия с партнёрами-полеводами.
О том, как это будет выглядеть в идеале, говорить ещё рано. Но решение вопроса, похоже, сдвинулось с места. Неделю назад состоялось собрание пчеловодов райцентра, на котором обсуждалось одно из важных положений их закона – об организации летних кочёвок пасечного хозяйства. Естественно, коснулись и решения вопроса посевов культурных медоносных растений.
Пчеловод Б. А. Конев поделился информацией о собрании и личными соображениями по теме перспектив развития производства мёда в районе.
Как предписано законом о пчеловодстве в Алтайском крае, специалистами райсельхозуправления изготовлена карта, на которой отображены участки полей с медоносными культурами. Это основа для детальной разработки согласованных маршрутов перемещения пасек в период медосборов и заключения договоров их владельцев с хозяевами посевов. Но дальнейшие действия пока на стадии дискуссий, первая из которых и состоялась. На собрании были только пчеловоды из райцентра. Дело в том, что если в других сёлах отношения пчеловодов между собой и с полеводами уже сложились годами, то в Новичихе, где больше тридцати пасечников, и число их растёт, требуется найти так называемый консенсус.
Что касается заключения официальных договоров взаимодействия пчеловодов и хозяев полей, предусматривающих ответственность сторон, то ни та, ни другая не решаются рисковать финансовыми потерями за вероятный материальный ущерб, например, – за вред пасекам от применения химических средств. Пришли к решению сотрудничать на уровне соглашений.
В районе недостаточно участков медоносов для того, чтобы пасеки не теснились. Но есть реальная вероятность, что положение исправится. Дело в том, что многие растениеводческие хозяйства занимаются возделыванием подсолнечника, и в их интересах привлечь на эти поля пасеки для опыления растений, которое может дать повышение на треть урожайности и улучшить качество продукции. А пчеловодам такой хороший медонос как находка. Но есть примеры, когда на больших подсолнечных полях не летали пчелы. Потому что пасечники увозили свои ульи далеко от этих мест на цветущие многолетние травы, даже в соседние районы, чтобы не оставить пчёл без добычи в начале лета, ожидая месяц-полтора цветения подсолнечника. Теперь полеводам приходится исправлять свою оплошность и сеять наряду с подсолнечником рано цветущие медоносные культуры. А за пчеловодами дело не станет. Так вот и получится со временем своеобразный медоносный конвейер, отвечающий обоюдным интересам.
Показательна в этом отношении практика ООО «Русское поле», где значительно расширили посевы донника не столько на корм для животных, сколько в ещё двойном интересе – получении из него хорошего сидерального удобрения и привлечения пчеловодов с их крылатыми опылителями для того же подсолнечника. В этом году здесь посеяли на 15 гектарах козлятник восточный. Это новая для нашего района кормовая культура и прекрасный медонос.
Изменения к лучшему и на полях ООО «Россия», где в этом году увеличили посевы эспарцета и посеяли донник именно для привлечения пчеловодов.
Интерес также может представлять, например, такое растение, как сильфия пронзеннолистная, не уступающая кукурузе ни по урожайности, ни по питательной ценности и являющаяся хорошим медоносом. Это многолетняя культура, вполне пригодная для силосования.
Сейчас у пчеловодов горячая пора. Пусть пасеки принесут им хороший доход.
Сергей ТРУХИН.