Именно таким был общий тон вопросов, которые жители села задавали президенту Путину на недавно состоявшейся горячей линии.
Очевидно, что положение дел в сельском хозяйстве за последние несколько лет ухудшилось. Министр сельского хозяйства Николай Федоров отправлен в отставку. На его место назначен губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Эксперты утверждают, что Минсельхоз сейчас – сильный финансовый сектор. Но куда же распределяются денежные потоки, если жителям деревни, мелким и средним сельхозпроизводителям год от года становится только сложнее?
В ситуации продовольственного эмбарго на зарубежные товары, казалось бы, наши крестьяне должны торжествовать. Но не тут-то было! На поверку же в прошлом году сельхозпроизводители края остались один на один с непогодой, из-за которой часть урожая ушла под снег. Техника, работавшая на пределе возможностей, ломалась прямо в полях; затраты на ГСМ и запчасти превысили все разумные границы. Даже не хочется говорить о многочисленных бюрократических препонах при ведении личного дела и многочисленных проверках, которые изрядно портят жизнь сельхозниками.
По-прежнему на рынке перекупщики диктуют условия крестьянам, устанавливая цены на молоко, мясо, зерно и другое. Ни для кого не секрет, что у производителя все закупается за сущие копейки, а на полки магазинов попадает с многократными наценками. Частники не просят у государства финансовой помощи, они говорят о необходимости дать реальную цену за их продукцию и труд, без чего нельзя быть уверенным в завтрашнем дне.
Почему в этой сфере нет никакого государственного регулирования, которое бы давало возможность аграриям, животноводам планировать развитие своего дела, строить планы на перспективу, создавать рабочие места для молодежи, улучшать социальные условия проживания в селе?
Судя по воспоминаниям жителей сел, 70-80 годы прошлого столетия были лучшими для деревни. Действительно, массово строилось жилье, дороги, открывались средние школы, ФАПы, стадионы, детские сады, клубы. В колхозах и совхозах было мясомолочное производство, которое всегда давало хорошую прибыль. И сейчас на частных подворьях людей выручают буренки и хрюши….
Что изменилось с тех пор, почему сельское хозяйство приходит в упадок, почему вымирают деревни по всей России? Люди? Да нет – они те же, работают так же старательно, только теперь не на общее благо села, а в большинстве случаев каждый на себя. Итоги пресловутой приватизации? Её провели опять же не в пользу крестьян. Почему, например, после перехода жилья в частную собственность горожане, владельцы нескольких квартир стали миллионерами, а жители сел не могут продать свои усадьбы и за несколько сот тысяч? Родители сельских детей вынуждены тратить последние силы и средства, чтобы обеспечить учебу и проживание в городе, а потом и покупку жилья в ипотеку. Хотя в деревне полным полно свободного дешёвого жилья, только на сегодняшний день нет перспектив…
Понятно, что бюджет страны не резиновый, его хватает еле-еле, чтобы содержать армию, полицию (да простят меня люди в погонах: их труд благороден и важен), политиков и депутатов с их нереально большими зарплатами и «золотыми парашютами». Возмущает то, что в России где-то пусто, а где-то густо, очень густо.
По каким-то причинам остается безнаказанным воровство миллиардов из казны государства, которые должны идти на ремонт дорог, на строительство льготного жилья, на развитие сельской медицины и образования. Но строго следят за эффективностью (модное слово) использования бюджетных средств («великие тыщи») в тех же школах. Ведь это же смешно, когда, например, с учителей требуют план по оздоровлению школьника, и педагог пишет: «Провели «Веселые старты», – но не говорит, в каких условиях: на древней уличной спортплощадке с перекошенным турником.
У нас принято экономию начинать со сферы культуры. На мой взгляд, зря! Ведь если человек развит духовно, умеет мыслить, созидать, а не только потреблять, такой человек не останется равнодушным к происходящему. Он будет сам прежде всего делать все, чтобы жило село: и говорить о проблемах, и решать их конструктивно, вкладывая собственные силы. Ведь невозможно же жить без села, без русской глубинки с ее неповторимыми деревенским укладом, культурой, замечательными людьми. Звучит пафосно, но это так и есть! Русский крестьянин уникален: он прокормил не только двух генералов, половину Африки, Кубу, но и кормит до сих пор города нашей необъятной России, а также соседей постсоветского пространства. Он еще сумел сохранить свою самобытность, умение работать на земле и никогда не сдаваться, ни при каких обстоятельствах.
P.S.
Хочется верить, что новый министр и его команда предпримут меры для реанимации сельского хозяйства, что повлечет за собой улучшение дел у существующих предприятий, а также создание новых производств и рабочих мест в селах, куда срочно должна возвращаться молодежь. Молодежь, которая по духу своему деревенская, которая живет на съемном жилье и занимается торговлей или извозом, но при этом чувствует себя в городе чужой, должна вернуться домой. Деревня сейчас, как никогда, нуждается в работящих, умных, предприимчивых молодых людях. Нужно не упустить это время, пока еще вчерашние сельские выпускники не осели окончательно в городе, нужно давать им шанс на самореализацию, всячески поддерживать на малой родине.