Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Андрей Коломеец: «Жить будем – такие планы»

Андрей Коломеец первые годы самостоятельно обрабатывал земли хозяйства

15000 гектаров пашни, более 1100 голов крупного рогатого скота, около двухсот работников из четырех населенных пунктов Новичихинского района – все это ООО «Русское поле». История становления самого крупного хозяйства района – в нашем материале.
Андрей КОЛОМЕЕЦ, руководитель ООО «Русское поле», выглядит очень сосредоточенным: содержать хозяйство такого масштаба, не имея инвесторов, процесс чрезвычайно трудоемкий. В голове экономическая модель, оперативные цифры по растениеводству и животноводству. Он из той категории людей, которые при всей любви к своей семье, своей работе, стараются «не расхваливать» что имеют, возможно, даже придержать что-то при себе, чтобы в случае чего падать было не больно.
Надужда Худолей, техник по искусственному осеменению, в этом году на краевом конкурсе заняла 3 место по маноцервикальному методу осеменения

– Мы середнячки, сильно не высовываемся. Нам так комфортнее, – говорит он. – По размерам – да, мы самые крупные в районе. А вот по финансовому состоянию, организации труда, технической оснащенности… Я же реально оцениваю ситуацию в хозяйстве, сравниваю с соседями.
– Андрей Никифорович, а как появилось «Русское поле»?
– Все началось 20 апреля 1991 года, когда решением президиума Совета народных депутатов района было образовано крестьянское хозяйство «Русское поле». Нам тогда выделили 90 гектаров пашни. В первый год ничего не сеяли – только купили технику. Я лично вспахал всю землю на тракторе Т-4. В 1992 году из колхоза перешел брат – Сергей Коломеец. Ему на паи дали трактор, добавилось 24 гектара земли. И вот уже на 114 гектарах мы впервые посеяли пшеницу, ячмень, подсолнечник, сою и просо.
– Это был эксперимент?
– Это было вообще непонятно что. Я в 1989 году окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт с отличием. Оставили на кафедре работать. Трудился ассистентом, и была прямая дорога в аспирантуру, науку, квартира маячила в перспективе. Но в 1991 году, как реформу земельную провели, что-то у меня щелкнуло. Еще книги про важность мелких товарных производств в сельском хозяйстве почитал… В итоге там все бросил, приехал на родину, в Новичихинский район, посоветовался с отцом и братом и начал новую жизнь. О чем не жалею. Мне и тогда в городе тяжело было: пробки и суета – не мое это. По мне, так надо выйти из дома и сразу пройтись по траве. Человек должен быть ближе к природе, я так думаю. Вот так мы помаленьку с братом начали работать, потом еще одного парня приняли, постепенно пашня начала расти. В 2001 году засеивали уже 450 гектаров.
Вот такие прекрасные малышки помогают в работе "Русского поля"

– А как пришли к животноводству?
– В начале двухтысячных колхозы начали валиться. Так, в 2001 году мы забрали половину колхоза в селе Красноярка, потом, в 2006-м, целиком в селе 10 лет Октября, а в 2008 году к нам перешел колхоз села Солоновка. Расширились до 15000 гектаров. В наследство же досталось животноводство. 170 коров было в «Десятилетке», 95 – в Солоновке, шлейфа практически не было, весь молодняк продавался колхозами, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Продуктивность у коров была на низком уровне – около 2000 литров молока доили. Но вырезать животных жалко было. Да и вырежешь – люди без работы останутся. С третьей стороны – районное сельхозуправление активно отстаивало свои позиции по сохранению стада. Не могу сказать, что в то время животноводство показывало отрицательные результаты, скорее, рентабельность была нулевой, а вот канители по восстановлению рабочего процесса было много. У нас до сих пор много пробелов – резко наладить не получается. В голове все знаю, что нужно сделать: и по техническому вооружению, и по реконструкциям. Планов много, но делать приходится по очереди, в приоритетном порядке. Хотя в животноводстве мы неплохо продвинулись – доильное оборудование обновили полностью.
– Означает ли это, что экономическое состояние из-за больших инвестиций в сферу животноводства у хозяйства стало сложнее?
– Пожалуй, оно стало более стабильным. Животноводство дает «ровные» деньги в течение года. В полеводстве ведь получается как: осенью продали, потратили деньги, а остальное время сосем лапу. А в животноводстве пусть небольшое, но постоянное поступление финансовых ресурсов. Мы зиму эту хорошо пережили – доходило до 22 рублей за литр молока. Рентабельность по прошлому году процентов 40% была.
– Андрей Никифорович, слышала, что вы полностью поменяли систему содержания животных. Зачем?
– Когда к нам перешло животноводство – корова была на цепи, доярки доили в бидоны, в них же таскали молоко. Сразу начал задумываться о том, что есть система проще и эффективней. Про беспривязный метод содержания на тот момент слышал, но мне казалось, что он требует больших помещений для дойки, много электроники. А потом съездили в СПК «Фрунзенский» Завьяловского района, где существует достаточно простая система беспривязного содержания животных, и практически один в один скопировали ее для себя. В 2011 году первый коровник переоборудовали, в 2012 – второй, в 2013 – третий. Купили доильные аппараты, охладители хорошие, условия труда создали дояркам – в этом вопросе затрат не жалели. Важно, чтобы было тепло, чисто и сухо. А в самих коровниках все очень просто: корова цепи не знает, ходит целый день по своим нуждам – поела, попила; захотела – вышла на улицу, пожевала сено или солому. Во время дойки запускают животное в доильный зал, а потом вновь отправляют по своим делам. Я считаю этот принцип содержания животного наиболее физиологичным. Да и себестоимость молока с такой системой значительно ниже, а качество становится выше.
– Впервые хозяйство Новичихинского района работает над получением племенного статуса. Расскажите об этом.
– Работу в направлении получения племенного статуса ведем. Заключили договор с барнаульской лабораторией, теперь ежемесячно возим молоко на анализ от каждой коровы. С документацией проблем нет, программа «Селэкс» работает. Часть требований по получению статуса закрываем. Так что, возможно, на следующий год приблизимся к этому делу вплотную. Тем более специалисты говорят, что по нашей породе (красно-пестрая – прим. авт.) в крае дефицит племенных хозяйств.
– Как «Русскому полю» удается оставаться экономически стабильным хозяйством?
– Есть такое модное слово – диверсификация. Я вообще не люблю иностранные слова, по-русски это можно назвать разнообразием. Так вот, мы не кладем все яйца в одну корзину. В растениеводстве стараемся сеять все культуры, которые растут на нашей земле. Понимаем экономическую выгоду «зимнего» молока. Для этого практикуем систему ранних отелов, которые у нас начинаются в октябре и идут по самый апрель. В итоге имеем равномерный отел, равномерное поступление телят, равномерную же нагрузку на работников. Таким образом, зимой у нас хорошие надои из-за ранних отелов, а летом из-за улучшения кормовой базы.
– Как в «Русском поле» обстоят дела с кадровым составом? Дефицит есть?
– Кадры у нас еще советской закалки. Средний возраст работников около 40 лет. То есть уже сегодня основная нагрузка ложится на тех, кому сейчас 40 и даже 50 лет. Так что проблема кадровая есть: и со специалистами, и с животноводами, и механизаторами. Молодежь ведь мало остается в деревне. Есть, конечно, и молодые сотрудники у нас в хозяйстве, но, тем не менее, дефицит испытываем. Коллектив пестрый по возрасту, и лет через 5 может возникнуть реальная проблема. Пока какой я вижу из всего этого выход? Увеличивать производительность труда. Брать такую технику, которая могла бы заменять 2-3 человек. Если сможем резко, в течение 4-5 лет, технически перевооружиться, перспектива есть. Иначе будет сложно.
– Андрей Никифорович, планами на будущее можете поделиться?
– Жить будем – такие планы. Наращивать поголовье скота пока сильно не планируем. Будем наводить порядок в телятниках, в коровниках некоторую перепланировку сделать надо. Огородить фермы, дороги засыпать, все привести в соответствие. Вот когда тут все сделаем – будем думать о расширении, но торопиться не нужно.

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ
50 километров – расстояние между крайними полями ООО «Русское поле» напрямую. Тут главный – племянник Андрея Никифоровича, Роман Коломеец. Он, как и дядя, окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт, после окончания остался в городе. Даже в армию сходить успел. Вернулся в кризисный 2008 год: с работой в Новосибирске не заладилось, решил поехать на родину.
– Мне нравится работа агронома – все время на свежем воздухе. Хотя, если бы не встретил жену в Новичихинском районе, мог бы и обратно вернуться в город. Но теперь определился.
Роман Сергеевич – молодой, активный, жизнерадостный. Когда рассказывает о своем деле – глаза сияют, сразу видно – человек нашел свое место.
– Мы в прошлом году купили аргентинскую сеялку, она может прямым способом сеять, то есть без обработки земли. Это не совсем нулевая технология, для которой нужен слой соломы. Так вот, по новой технологии мы засеяли 4000 гектаров, на следующий год планируем приобрести еще одну такую, чтобы охватить большинство посевов. Я не боюсь этого метода посадки, потому что он нацелен на сохранение плодородия почвы, экономию влаги.
В хозяйстве полностью отказались от паровых полей. Опять же причина кроется в экономических расчетах.
– Смотрите сами: оставляя поля под парами, тратишь минимум по 1000 рублей на гектар, а урожай в этот год не получаешь. На следующий год ты можешь получить и 30 центнеров с гектара, но, с другой стороны, какая выгода, если ты можешь два года подряд получать по 15 центнеров? А за счет правильного севооборота урожайность у нас получается не ниже, чем в среднем по району. Удобрений пока не применяем – финансово не проходим. Хотя и задумываемся об этом, – объясняет Роман Коломеец.

Ольга Васина более 30 лет отдала родному хозяйству

ЖИВАЯ РАБОТА
Ольга Васина, главный зоотехник ООО «Русское поле», пришла в колхоз села 10 лет Октября в 1981 году. Молодой зоотехник-селекционер сразу включилась в работу с огромным стадом – тогда только дойных коров насчитывалось 1800 голов. На 10 лет уходила в доярки – так муж решил, – но потом все равно вернулась в специальность. Именно благодаря трудам и стараниям Ольги Александровны потенциал животных в хозяйстве очень высокий. Даже когда ее никто не просил заполнять карточки на каждую голову – она это делала:
– В 90-е годы это никому было не нужно. А меня так учили, я продолжала вести учет. Сейчас, конечно, проще – появилась программа «Селэкс», в которую вбиваешь данные, а она автоматически ведет подсчет, – делится главный зоотехник ООО «Русское поле». – Я, если честно, кроме этой программы в компьютере больше ничего и не умею. Хорошо, дочь помогает – она у меня тут же техником по искусственному осеменению работает.
За фермы Ольга Александровна болеет душой. Хоть и говорит, что еще чуть-чуть и на пенсию отправится, тут же поправляется, что пока планы по модернизации животноводческих помещений не доведет до ума, вряд ли решится на такой шаг. Хотя жизнь на пенсии уже себе представляет в красках:
– У меня сейчас одна коровка в хозяйстве, на пенсию выйду – разведу побольше. Надо чем-то кредиты оплачивать будет, да и заниматься любимым делом.
А пока главный зоотехник продолжает селекционную работу. Ведь ее животные – лучшие в районе. Телята на высоких ножках, крупные, головка маленькая, сухая и удлиненная – все в папу-голштина.

Цифры и факты:
Поголовье крупного рогатого скота на 01.08.2015 составляло 1136 головы, из них 450 коров. Для сравнения, в прошлом году в это время фуражных коров в стаде насчитывалось на 120 голов меньше.
В хозяйстве содержится 140 лошадей.
Надой на фуражную корову на 1 августа составил 2996 литров молока.
611 грамм – среднесуточный привес за прошедшие 8 месяцев.
Валовое производство молока на 01.08.2015 составило 1327,4 тонны и по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 119%.
Выращено 84,2 тонны живой массы скота на убой.
Реализовано 74,9 тонны мяса.
В ООО «Русское поле» ведется 100%-ное искусственное осеменение коров и телок.

Наша справка
В этом году посевная площадь ООО «Русское поле» заняла примерно 15 тысяч гектаров. В структуре посевов – 50% зерновые, 50% – технические и кормовые культуры. Такое распределение экономически оправданно – из года в год соблюдается севооборот, и при неурожае одной культуры на помощь приходит другая.
В этом году в хозяйстве впервые чечевицу посеяли – урожайность примерно 14 центнеров с гектара. Культура интересная, цена неплохая на нее. Важно, что культура эта – бобовая, азот после себя оставляет. Раньше горох для этих целей сеяли, но у него цена низкая, урожайность маленькая, невыгодно. Вот решились попробовать, отмечает агроном.
Маргарита ЦУРИКОВА. (Газета «Алтайская правда»).

Просмотров: 185
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();