Зимой у полеводов в делах затишье. Люди оставили производство, занимаются на своих подворьях. У руководителей сельхозпредприятий в этот период своя специфика в делах. По завершении года надо подвести итоги, проанализировать результаты, решить вопросы, отложенные в горячую пору на «потом». Рассказывает руководитель ООО «Спутник» из Лобанихи С. М. Писаренко:
– Несколько лет у нас есть проблема, связанная с учетом земли. Все годы мы старались поддерживать в этом порядок. Какую площадь обрабатываем, та должна быть отражена в учетных документах. И землеустроители в полях работали, и в общегосударственный регистр данные вносились. Оказалось, полного соответствия предъявляемым требованиям нет.
В прошлом году еще раз приглашали кадастровых инженеров. Специалисты подтвердили наличие площади в прежде обозначенных размерах. Отклонение составило менее одного гектара, что не может служить основанием для претензий к предприятию. Дело – в другом: 45 га «висит в воздухе», потому что неизвестна их принадлежность. Это три пая, которыми пользуется наше предприятие на правах аренды, хотя договоров с владельцами нет. В момент раздачи колхозной земли паи получили все, кто работал или вышел на пенсию и жил в селе. В нашем случае, трое владельцев земли потом уехали. Наследника одного из них нашли в Омске. Он отказался принимать пай. Местонахождение двух других неизвестно. Все 45 га определены в натуре: два участка граничат между собой, третий расположен отдельно. Передать их кому-либо просто, будь на руках документы. Пока их нет, эта земля, прилегающая к нашему массиву, используется предприятием.
На недавнем собрании пайщиков эта ситуация обсуждалась. Теперь предстоит довести дело до конца после рассмотрения земельного вопроса в администрации сельсовета. Процедура несложная, но требует времени. Невостребованные земли, к которым относятся 45 гектаров, войдут в состав муниципальных. После чего местная власть вправе передать их в аренду по договору. Надеемся получить их на таких условиях и применить в севообороте хозяйства.
ВСТАВКА: Что касается договорных отношений с пайщиками, то их интересы всегда учитываются. Соглашения на аренду имеются с 54 владельцами наделов. До последнего времени за предоставленную возможность обрабатывать участки хозяйство рассчитывалось сельхозпродукцией. В основе натуроплаты – зерно и зерноотходы. По требованию налоговой инспекции в договоре должна быть указана плата в денежном выражении. При оформлении документов аренды на последующий период мы это обстоятельство учитываем.
На текущий момент мы располагаем 855 га паевых земель. Их движения не было с 2004 года, тогда к нам присоединилась группа С. И. Вяткина. Такое объединение пошло на пользу. Все труженики, кроме бухгалтера, имеют специальность механизатора, шофера, могут работать с механизмами на току. Поэтому весь комплекс, от подготовки почвы к севу до уборки, по подработке и хранению зерна выполняем своими силами.
Выращиваем пшеницу с применением новых сортов. Это Алтайская-105, Алтайская-325. Нынче взяли неплохой урожай зерна. Удовлетворены тем, что в последние годы удается получать урожайность не ниже среднерайонного значения. В минувшем сезоне пришлось больше «покрутиться» в ходе уборки. На парах тоже прибавилось работы. Чтобы остановить рост сорняков, пришлось увеличивать количество обработок. В общем, затраты на ГСМ, эксплуатацию техники возросли. Зарплата начисляется как минималка в течение года, а по завершению делается окончательный расчет.
Что дает нам полеводство? Пока только то, чтобы сработать по нулям. Не имеем долгов. Небольшие заимствования случаются, но рассчитываемся мы быстро. Налоги и платежи во внебюджетные фонды вносятся своевременно. К сожалению, на перспективу работать не получается. Средствами, которые можно бы направить на приобретение новой техники, не располагаем. Например, из комбайнов в ходу «Нивы» и «Енисеи». За ними приходится постоянно смотреть: своевременно регулировать узлы, проводить техуходы и ремонт. Поэтому зерно собираем с минимумом потерь.
Продаем продукции сразу столько, сколько необходимо для покрытия неотложных нужд. Дальше ждем хорошую цену. Бывает, не хватает выдержки, откликаемся на более-менее выгодное предложение: реализуем ещё определенное количество.
На текущий момент третья часть урожая продана. Выручили примерно по 5 тыс. руб. за тонну. Переработчики декларировали большую цену – 6 тыс. 600 руб. Однако транспортные расходы, скидки на сорность, влажность, расхождения лабораторных данных по содержанию клейковины – всё это приводило к уменьшению стоимости зерна. Посредники, с которыми мы сотрудничаем, сами разруливают ситуацию, поэтому к их услугам обращаемся до сих пор.
Впереди очередной полевой сезон. По минимуму к нему подготовились. Семена имеются: вторая – четвертая репродукции, горючее завезли. Остается слабым местом техника: ходит, благодаря мастерству и добросовестности механизаторов. Обновление тракторов и комбайнов для нас является первейшей необходимостью на перспективу.