Россия стала членом Всемирной торговой организации. Смысл вступления не совсем нам понятен, последствия также не ясны. О том, что делать селянину сегодня, чего ждать от грядущих перемен, размышляет житель Солоновки И. М. Новиков:
– Выскажу свое мнение, но рассчитываю на то, что примерно также думают другие сельчане. Как владелец личного подворья ничего хорошего в будущем я не вижу. Разве что, наконец, исполнится мечта главы Советского государства начала 60-х годов прошлого века Н. С. Хрущева об освобождении крестьянина от рабского труда на собственной усадьбе. И сегодня, и в недалеком прошлом никто из числа тех, кто работал на подворье, не разбогател. Видимо, теперь многие из нас бросят это занятие. На это, прежде всего, пойдут те люди, которые имеют постоянную работу. Почему я так думаю? Проще свой заработок отнести в магазин за продукты, другие товары, чем вложить его в подворье. Мясо, молоко, полученные за счет своего труда и затраченных денег, обойдутся здесь дороже. Многие селяне, кроме собственного потребления предлагают продукцию на продажу, точнее сдают заготовителю, а, например, скот – на убойный пункт. Цена не устраивала крестьянина и раньше, и сейчас. Зачем обременять себя такими хлопотами и переживаниями из-за низкой оценки своего труда?!
Членство России в ВТО облегчило поставку иностранных товаров в наши магазины. Ведь пошлины при пересечении границы уменьшены или отменены. И раньше в магазинах было много импортной продукции, теперь станет ещё больше. Хорошо это или плохо? Если отвечать коротко, хорошо. Возрастает конкуренция, что ведет к вытеснению с рынка более дорогой продукции. Будем покупать дешевую. Можно рассуждать о цене и качестве и других моментах. Но позвольте продолжить о том, с чего начал. Нужны ли в этой ситуации молоко и мясо с подворий? Думаю, переработчики не откажутся, но навяжут нам еще более низкие закупочные цены. Согласимся ли мы? Конечно, да, нам некуда деваться. Не первый раз подобное происходит. Мы будем «держаться» за скот, пока не станет очевидным, что содержание семьи и сбыт излишков не покрывает затрат. Какое-то время мы можем стоять на «своем» в надежде на лучшие перемены, пока не поймем, что разорены.
Сегодня закупочные цены стабильны с небольшим колебанием. Молоко – по 9,5 рубля за 1 литр, мясо молодняка КРС – по 145 руб. Сравним с магазинными, разница примерно двукратная. Мы привыкли считать, что накрутка стоимости, например, молока происходит из-за услуг сборщика и молокоприемных пунктов. Было дело, ездил я на прием к заместителю директора молзавода компании «Вимм Биль Данн» в Рубцовске. Предложил ему организовать прямой закуп с подворий Солоновки, соседних сел без посредников. Выручка у селян поднялась бы, и переработчики в убытке не оказались. Он поинтересовался: «Сколько сборщики платят за литр?». Я назвал цену. «Это хорошие деньги. Вам хватит», таковой была его реакция. И далее пояснил, что завод брать на себя транспортировку молока не будет, так как занимается только переработкой.
Заметим, цену молока, мяса в магазине назначает продавец, крестьянин же, продавая эти продукты, так поступить не может. Впрочем, в других странах в таких случаях известны протестные формы выступлений фермеров. В Солоновке мы тоже предприняли такую попытку, начали с малого. Как-то договорились 3 дня не сдавать молоко сборщику. В первый день слово свое сдержали. Со второго вновь стали сдавать. В общем-то, мы знали, что затея обречена на провал. И все-таки хотели знать реакцию заготовителей, переработчиков. Не последовало никакой.
Сейчас распространяется слух, что с вступлением в ВТО молоко из-за низкого качества с частных подворий закупаться не будет. Если это соответствует действительности, то поголовье коров пойдет на убыль. По сведениям администрации сельсовета на начало года, у населения Солоновки имелась 761 голова КРС, в том числе 435 коров, на начало 2011 года – 767 КРС, 437 коров. Снижение незначительно. Явной тенденции не просматривается. Однако ситуация неопределенная: сельчане могут пойти как на сворачивание поголовья, так и на его увеличение, если забрезжит тому перспектива. Спрашивается, какую ещё живность заводить на дворе, чтобы получать доход в семью? Свиньи уже были и некоторые селяне их ещё держат. Отдача маленькая.
Известна цепочка: крестьянин – закупщик – переработчик – торговые сети. Самый мизерный доход в ней имеет производитель. Будь выгоднее работа на подворье, производство продукции в нем увеличилось бы значительно. Ведь до революции с крестьянских дворов отправлялось масло в Европу. Кстати, в Солоновке в 50-х годах прошлого века был маслозавод. На экспорт вырабатывалось масло, казеин. Люди, сегодня живущие на селе, умеют и желают работать. Дайте им такую возможность.
Страна стала членом ВТО и, конечно, от этого не уйти. Выбора у нас нет. Остается ждать лучших времен, и будь, что будет?! Один момент, хоть в чем-то мы можем повлиять на ситуацию. Так, не первый год в Солоновке и в соседних селах работают сборщики молока – четверо! И все из разных компаний. Раньше управлялся один. Казалось бы, налицо конкуренция. Каждый из участников рынка – наши сборщики – должны бороться за сдатчиков, предлагая им более дорогую закупочную цену. Фактически она одинакова. Так называемая конкуренция в данном случае, не на пользу тем, кто производит.
Могут ли сельчане поправить дело? Если заготовители не хотят, остается это делать нам. Выход из ситуации я вижу в том, чтобы оставить одного сборщика, и он реально сможет платить нам больше примерно на рубль за каждый литр. Кстати, идея эта была высказана ещё в прошлом году руководителем ООО «Сибирское подворье» В. В. Кириловским, имеющим молокосборный пункт. Каждый сборщик несет затраты: нужно иметь автомобиль, требующий технического обслуживания, ремонта, покупать ГСМ, проходить техосмотр, оформлять страховку, платить налог, наконец, выкраивать деньги себе на зарплату. В итоге получается кругленькая сумма, которая отнимется из стоимости молока сдатчиков. Этот вычет можно уменьшить почти в четыре раза. Для этого каждому владельцу подворий надо заключить договор на сдачу молока по единой закупочной цене с одним и тем же сборщиком. Его обязательство: закупать молоко по более дорогой цене, в сравнении с соседними территориями.
Конечно, нам всем следует следить за рынком молока. Падение или рост цен придется учитывать, чтобы назначить новую расценку на молоко с подворий.
Какими бы ни были правила в ВТО, нам приходится самим беспокоиться о собственном благополучии.