Газета Новичихинского района Алтайского края
Издается с 23 февраля 1935 года
Сегодня

Маневры правительства крестьянам непонятны…

Решением Министерства сельского хозяйства РФ от 12 января 2012 года приостановлено проведение закупочных интервенций на рынке зерна. Через две недели стало известно, что торги возобновляются.

 Очевидно, некоторым регионам участие в них приносит прямую выгоду. Была ли от них какая-либо польза хозяйствам района, края?

Генеральный директор ГУП АК «Алтайагропрод» В. В. Логвинов информировал СМИ об официальной телеграмме от ОАО «Объединенная зерновая компания», которая является государственным агентом при проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна. В ней говорилось о стабилизации цен на зерно и нецелесообразности в связи с этим проведения интервенций. Однако после состоявшегося затем заседания коллегии Минсельхоза, на котором присутствовал заместитель губернатора А. М. Лукьянов, снова продолжилась аккредитация новых участников торгов. Чем объяснить непоследовательные решения министерства? Кто заинтересован в проведении зерновых торгов?

Вот мнение руководителя ООО «Сибирь» В. М. Романова из Лобанихи:

С зерновыми интервенциями я впервые имел дело в 2008 году. Тогда наше хозяйство зарегистрировалось на Барнаульской площадке, чтобы через «Алтайагропрод» участвовать в торгах. Нам пришлось держать под контролем ситуацию не какие-то считанные дни, а несколько месяцев! Результат был нулевой. Если некоторые хозяйства края к весне 2009 года сделки провели, то мы нет. Продали зерно старым способом: через перекупщиков или напрямую на элеватор. Этого первого опыта нам было достаточно, чтобы забыть дорогу на торги. Причина состоит в том, что предлагаемая там цена не выше, чем в свободной продаже.

Затрудняюсь объяснить, чем вызваны последние маневры министерства. Понятно, что в этом ведомстве формально относятся к проблемам сельхозтоваропроизводителей, неуклюжими действиями демонстрируя свою «полезную» активность. Официально интервенционные торги призваны способствовать успешной реализации урожая зерновых, на деле же получается по принципу «Хотели как лучше, получилось как всегда». Ведь объявляемые условия не выдерживаются.

Взять последние торги. Для Алтая, всей Сибири стартовая цена на пшеницу 3 класса устанавливалась в размере 4700 рублей за тонну. Для сравнения: в 2008 и 2009 годах цена тоннызерна была 6000 рублей. Участвуя в интервенциях, крестьянин тратит несколько сот рублей в расчете на 1 тонну, неся затраты на аккредитацию, доставку зерна на элеватор, различные скидки. С проданной тонны по максимальной цене в ходе интервенций можно было выручить чуть больше 4000 рублей.

В крае рыночная стоимость пшеницы 3 класса сложилась в пределах 4500 руб. Для нас за зерно с повышенным содержанием клейковины фактически – 4300 руб. При таком раскладе участвовать в торгах нет необходимости, ведь эту сумму мы выручили, реализуя зерно перекупщику. В складах еще есть пшеница, продаем ее по мере необходимости.

…В районе ни одно хозяйство не приняло участие в интервенциях. В целом интерес к ним и в крае был невысок. С начала торгов – 29 ноября 2011 года – до конца года получили аккредитацию 9 хозяйств, из них 7 вели продажу. Ее объем составил 5400 тонн. Отсутствие конкуренции позволило реализовать продукцию по цене, несколько превышающей среднюю, рыночную. В основном это зерно: 4590 тонн – размещено на Каменском элеваторе, остальные 810 тонн –  на Заринском.

По сообщениям в Интернете, всего с начала проведения торгов в государственный интервенционный фонд России было закуплено 332 тысячи тонн зерна общей стоимостью чуть более полутора миллионов рублей. Первый заместитель председателя правительства РФ В. А. Зубков озвучивал цифру – 1,5 млн. тонн, говоря об объеме, который предполагается закупить в целом. Министр сельского хозяйства Е. Н. Скрынник назвала другие цифры – 1 млн. тонн.

Заинтересованность хозяйств в торгах может возрасти, если увеличится количество аккредитованных элеваторов. Сейчас их 8, в ближайшее время прибавится еще 9.  Чем ближе они к товаропроизводителям, тем меньше  у хозяйств затрат на транспортировку. Для нашего района это обстоятельство ничего не значит, ведь мы давно «привязаны» к Алейскому, Рубцовскому, Поспелихинскому элеваторам. Ближе к нам они не станут. Практика совершения сделок с этими предприятиями за последние годы показала, что существенной разницы нет: напрямую ли с ними торговать или через посредников. Конечный результат примерно один и тот же.

В. М. Романов:

– В Минсельхозе не могут  точно спрогнозировать объем поступления зерна через торги. А крестьяне не могут уверенно смотреть в завтрашний день. Спрашивается, надо ли продолжать выращивать пшеницу на прежних площадях? И ведь она у нас высококачественная. Трудности с реализацией могут вынудить нас отводить под нее меньше места в севообороте. Хозяйства напрямую зависят от покупателей. Кто бы ни брал у нас зерно, оно попадает в хранилища близлежащих зерноперерабатывающих производств. Крестьянин на дальнейшее движение зерна и его производных никакого влияния не имеет. Надежной страховки со стороны государства на случай падения спроса на пшеницу, как и на неурожай нет. Крестьянин по-прежнему предоставлен сам себе и действует на свой страх и риск.

Зерновые торги, закупочные интервенции, как бы ни назывались мероприятия государства по регулированию продуктовых запасов и закупочных цен, хочется надеяться, со временем позитивно скажутся на работе сельхозтоваропроизводителей.

Просмотров: 56
cackle_widget.push({widget: 'Comment', id: 33957}); (function() { var mc = document.createElement('script'); mc.type = 'text/javascript'; mc.async = true; mc.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://cackle.me/widget.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(mc, s.nextSibling); })();