Я стояла в очередь в регистратуру. Народу в больнице уже с утра было много. Пожилая женщина, предупредив стоящего за ней мужчину, отошла в сторонку и присела на диванчик. Когда через некоторое время возвратилась на свое место, на нее напустился молодой человек:
– Ты что это, бабка, без очереди лезешь?
«Бабкой», кстати, была старая учительница. Она попыталась объяснить, что всего лишь встала в свою очередь. Но парень нагловато оттолкнул ее плечом. Тут подошел стоявший за учительницей мужчина, и все встало на свои места. Однако молодой нахал все еще продолжал возмущаться.
Вспомнился мне этот случай, когда недавно забежала в аптеку. Спешила. У окошечка стояли двое. Я порадовалась, что ждать долго не придется. Однако женщина достала листок, в котором было наверняка больше десятка препаратов. Провизор метался от стеллажей к окошечку, время шло. Наконец список закончился, последовал расчет. Я облегченно вздохнула, но… Но тут стоявший впереди достал из кармана список, который был, пожалуй, подлиннее, чем у предыдущей клиентки. И вдруг, обернувшись ко мне, улыбнулся:
– Проходите, пожалуйста, я подожду. А то у меня жена тут много чего написала!..
Как же я была рада. Ведь только благодаря счастливому случаю успела к автобусу, с которым надо было передать посылку. Подумала тогда: какие же все-таки люди разные.
В самом деле, мы всю жизнь встречаемся с тем, что люди поступают и ведут себя по-разному. Сделать человеку доброе – это так просто. Проявить заботу, уступить место, просто сказать ободряющее
слово, поддержать. Только подумать, насколько уменьшилось бы зла в мире, скольких трагедий и осложнений можно было бы избежать. Главное, все это не стоит денег, которые нынче за все абсолютно
платить надо. А вот за доброе слово или дело платить не надо совсем.
На улице дождливо и грязно. Прохожие старательно обходят лужи. Тротуары у нас в Волчихе есть не везде, потому и приходится кое-где идти рядом с проезжей частью. Рабочий день. Поток машин на улице Ленина. В большинстве своем они притормаживают, проезжая через лужи, если неподалеку люди. Это нормально, привычно. И приятно, что о тебе заботятся. Но водитель темно-серой иномарки оказался не из тех. Я смогла отскочить в сторону, а идущая впереди женщина с коляской только и успела вскрикнуть. Вода из огромной лужи грязным веером накрыла и ее, и коляску с малышом.
В одном доме у соседей не уродилась картошка. А у других – они в другой бригаде садили – наросло с избытком.
– Может, продадите?
– Да что вы! Мы никогда ничего не продавали, – улыбнулся хозяин огромной кучи отборного картофеля.
– Берите так!
– А сколько?
– Да сколько надо, столько и берите.
Соседи наполнили мешки, поблагодарили от души. На всю зиму запаслись.
А на следующий год все случилось наоборот. Те, кто щедро одарили картошкой своих соседей, собрали всего ничего. Посудили, порядили, что не хватит на зиму. Решились обратиться к тем, кому в прошлом году помогли. Только им отказали. Продать, видно, было неудобно, а так дать – жалко. Полмашины в заготконтору отвезли.
Знаю двух бабушек. У одной четверо взрослых внуков и много правнуков. Любит эта бабушка делать им сюрпризы и подарки. Да разве только им? Своим соседям тоже, знакомым. И просто тем, кто нуждается. У кого пожар – хоть немножко, но пожертвует. Кому на лечение надо – тоже через людей передаст, чтобы особо не знали. И каждый месяц дает немного денег в семью, где живет беда и нужда. Нет, не богатая эта бабушка. Просто в сердце у нее
главное богатство – любовь к людям, милосердие и желание помочь. А ради этого она готова и от себя отрывать, если нужно. Пусть даже человек и чужой совсем.
А другая бабушка абсолютно на эту не похожа. Самодостаточный человек, имеющий доходы кроме пенсии. Единственную ее внучку растит мама. Сама, без мужа и какой-либо помощи от него. Девочка нуждается в платном лечении. И получает его, благодаря другим людям, совершенно чужим. Родная бабушка в этом участия не принимает.
Я каждый день бываю у своей престарелой больной мамы. Как только сошел снег, езжу на велосипеде. Возвращаться часто приходится поздно. Тьма непроглядная. А тут еще дождь. Еду с фонарем. Вот машина навстречу. Фары ослепляют, и я скоренько останавливаю свой «лимузин», спешиваюсь. Только тронулась – другая машина. И снова остановка. Еду дальше. И снова свет фар в лицо… Но вдруг водитель тут же переключается на ближний свет. Конечно, потому что увидел велосипедиста. Я в знак благодарности киваю ему головой. Другие тоже видели. Только тем, другим, на все наплевать, а на велосипедиста в темноте и тем более. Они же за рулем, в мягком кресле и под крышей.
Добираюсь до дома. Ставлю своего помощника в сарай. Переодеваюсь в сухой халат и думаю о том, какие мы все разные…
Людмила ЧУБАТЫХ.
с. Волчиха.