Эксперты отмечают, что санкционный период, продолжающийся с 2014 года, закалил предпринимателей и промышленников региона. Панические настроений, которые были тогда, сегодня не возникают.
Напротив, наиболее «хваткие» бизнесмены стараются использоваться переходный период, чтобы организовать новые производства, занять ниши рынка, которые освободились после ухода иностранных игроков.
«Предприимчивые люди, которых сейчас гораздо больше, чем было в 1990-е и начале 2000-х годов, которые обладают опытом, а главное — ресурсами, используют этот момент, чтобы зайти в ниши, которые освободятся, – говорит президент Торгово-промышленной палаты Алтайского края Борис Чесноков, — Народ начинает искать замещение, выходы с одного рынка на другой. Поступают вопросы о том, как выйти на Китай. Из самого Китая обращаются люди с предложениями».
Как отмечает Борис Чесноков, активная поддержка отечественных производителей, начавшаяся после 2014 года, задала тренд на локализацию производства — импортных составляющих становится всё меньше. Вместе с тем, растёт спрос на квалифицированные кадры. «Мы попадаем в канву, когда хотим мы этого или нет, мы восстановим отечественную промышленность по всем направлениям», – считает руководитель Алтайской ТПП.
По словам специалистов, положение, в котором оказалась Россия, сложное, но не безвыходное. Для развития экономики страны требуются усилия всех участников процесса.
«Нынешний кризис – это перспективы, но нужны условия для развития импортозамещения. Если мы с властью на всех уровнях создадим условия для формирования новых производств, это будет плюсом от введённых санкций», – говорит руководитель регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Евгений Госьков.
Президент уже
Также бизнесмены Алтайского края предложили губернатор Виктору Томенко утвердить
«Давайте дождёмся окончательного принятия мер и их реализации. Я приведу пример. Решили позволить предпринимателям получить рассрочку на выплату имеющегося кредита. Но такая рассрочка понижает кредитный рейтинг. Идея хорошая, а с реализацией не очень», – комментирует Евгений Госьков.
Главным плюсом от введения санкций доктор экономических наук Валентина Кундиус видит в ускоренном развитии сельского хозяйства во всей стране и в том числе в Алтайском крае.
«До введения санкций в 2014 году у России была нарушена продовольственная безопасность. Нас специально снабжали датированной за рубежом импортной продукций, которая была дешевле нашей, чтобы сгубить наше сельское хозяйство. В связи с санкциями мы уже с 2017 года вышли на самообеспечение», – рассказывает профессор АГАУ Валентина Кундиус.
Теперь же алтайские аграрии будут вынуждены осваивать новые рынки сбыта и, как следствие, повышать качество продукции.
«Мы выходим на страны Юго-Восточной Азии, развиваем сельское хозяйство, улучшаем качество продукции. Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии предъявляют очень высокие требования к качеству продовольствия. У нас начинает развиваться органическое сельское хозяйство. В крае есть для этого все условия», – говорит Валентина Кундиус.
Как отмечает экономист, санкции заставят использовать собственные ресурсы и возможности, которых у России больше, чем у других стран.
А завкафедрой экономической безопасности МИЭМИС АлтГУ Инна Санникова сомневается в твёрдости западных санкций.
«Эти санкции сыпались как из мешка. Это были эмоциональные решения, которые вводились без анализа. Сейчас к западным политикам будет приходить осознание последствий и могут начаться отмены ограничений. Либо санкция официально будет действовать, а на деле торговля будет идти через третьи страны», – говорит Инна Санникова.
Как отмечает экономист, теперь всё будет зависеть от решимости российских властей – использовать эту ситуацию как переломную для развития собственных производств и технологий или продолжать импортировать в обход санкций.
Подготовлено управлением печати и массовых коммуникаций Алтайского края.