Вечером, накануне Рождества Христова, отмечают праздник, получивший название сочельник. 6 января – особенный день, в который заканчивается
Что можно есть?
Название праздника связано со сладкой кашей, которую принято ставить в этот день на стол. Называется каша сочиво или кутья. Готовят её из риса или пшеницы. Добавляют в блюдо мёд, мак, орехи и сухофрукты. Наши предки начинали сочивом практически все трапезы в период с Рождества до Крещения. Ещё сочиво принято кушать на похоронах и поминках, только в этом случае состав блюда немного меняется.
В застолье на сочельник по возможности должны принимать участие все члены семьи. Стол застилают белой скатертью из натуральной ткани. Под неё кладут сено, символизирующее ясли, на которых лежал Иисус после рождения.
Кроме сочива на столе обязательно присутствует запечная или отварная рыба, борщ или грибной суп, кисель или густой компот. Всего блюд должно быть 13. Это число обозначает Иисуса и его 12 апостолов.
Стол украшают еловыми ветвями, свечами, ленточками. На него ставят праздничную посуду. Если не получается приготовить 13 блюд, то можно воспользоваться заготовками на зиму. Поставьте на стол маринованные огурцы и помидоры, капусту, консервированные салаты.
Трапеза 6 января должна быть безалкогольной, а пища – постной (жаренной или заправленной растительным маслом). В состав блюд не должны входить молоко и мясо.
Часто люди задаются вопросом, почему на столе обязательно должны быть кутья, кисель и рыба. Каждое из этих блюд имеет своё значение:
Традиции и обычаи
Большое значение в Рождественский сочельник придавалось ужину. Избу обычно тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью. По традиции, соблюдали пост, не ели до первой звезды. Придя из церкви, затеплили лампаду у образов, ставили перед ними восковые свечи, читали вслух молитвы, а затем в торжественном и строгом молчании усаживались за стол и разговлялись, ужинали.
В Сочельник выполнялся целый ряд магических действий, направленных на то, чтобы установилась благоприятная погода, чтобы плодоносили фруктовые деревья, чтобы уродился хлеб, множилось поголовье скота и домашней птицы.
После ужина крестьяне заставляли ребятишек залезать под стол и «цыкать» цыпленком, чтобы весь год хорошо неслись куры.
В эту же ночь давали обильный корм скоту, а кур, напротив, старались не кормить. Считалось, что этим отбивали у них охоту копаться на огородах, особенно в период, когда только высажены семена или рассада.
Стол, на котором устраивался рождественский ужин, покрывали соломой или сеном, а поверх застилалась скатерть. Первые блюда — обязательная кутья и взвар. Всё это носило символический характер. Сено и солома должны были напоминать о яслях, где лежал новорожденный Спаситель. Кутья (отваренные зерна пшеницы, ячменя, позднее риса, подслащенные сытой или медом) — принадлежность поминального стола, а взвар (напиток из сваренных в воде яблок, груш, слив, вишен и других плодов) — обычное ритуальное блюдо по поводу рождения ребенка. Так соединяются в рождественской трапезе понятия завершения и начала, прощание со старым временем (уходящим годом) и приветствие нового, представление о предуготованной смерти Спасителя ради жизни и духовного обновления человечества, память о предках и надежда на продолжение рода.
После ужина принято раздавать подарки. Наши предки дарили друг другу их именно под Рождество, а не в новогоднюю ночь, как это принято сейчас.
Хорошим обычаем в этот день считаются танцы вокруг елки, особенно на открытом воздухе. Ещё после ужина начинаются рождественские колядки. В основном колядовать ходят дети и молодёжь. В колядках принято прославлять Иисуса, поздравлять хозяев дома с его рождением и просить угощения.
Для верующих людей обязательным является посещение Рождественского богослужения. Для людей, желающих причаститься, предписывается строгое постное меню – сухоядение (хлеб, фрукты, овощи и чай).
В Навечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года, а также понималось как отклик, чисто российское сочувствование Младенцу, появившемуся на свет в зимнее, холодное время: костры должны были «согреть» рожденного Спасителя, окружить его теплом. Кроме того, такой обычай рассматривался и как дань уважения родственникам, ушедшим в мир иной. Ученые справедливо видят в этом одно из проявлений культа предков, вообще чрезвычайно показательного для всех аграрных культур, когда-то мощно представленного и в славянской традиционной культуре, русской в том числе.
Довольно распространен был обычай, называемый «закармливание (кормление) мороза» или «закликание мороза». Семья собиралась за столом, выставлялась кутья с сытой и овсяной кисель. Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывал окно или выходил в сени и кликал мороз:
–Мороз, мороз! Иди к нам есть кутью (кисель)! Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!
– Мороз, мороз! Приходи кисель есть, не бей наш овес!
– Дед Мороз, дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй!
Таким призывом пытались умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, овощной рассады, цвета на плодовых деревьях.
Мороз, Мороз Васильич!
Ходи кутью есть!
А летом не бывай:
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!
Канун Рождества открывал пору разнообразных святочных гаданий. Здесь мы упомянем только о тех, что направлены были на вызнавание в предстоящем году судьбы и видов на урожай. Например, в чашку с кутьей и медом каждый член семьи должен был опустить свою ложку выемкой вниз, сверху клался пирог, и все это накрывалось скатертью. Утром, придя из церкви, смотрели: чья ложка перевернулась, тот может умереть в наступающем году.
Запрету заниматься прядением – На Кутью ткать грешно — часто сопутствовал обычай, казалось бы, прямо противоположный: На Свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочаны капусты тугие были.
Воры старались удачно стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считался обеспеченным на весь год, несмотря на самые рискованные предприятия.
Навечерие Рождества Христова, по давней православной традиции, ознаменовывалось благотворительными делами. Государи, люди богатые и даже живущие весьма скудно посещали тюрьмы и богадельни, раздавали милостыню, помогали сиротам и бедным вдовам, угощали нищих и странников.
Приметы и поверья
Люди, появившийся на свет 6 января, парадоксальны. Вспышки гнева и любовь к окружающим — их постоянные спутники. На протяжении всего пути человек, появившийся на свет в этот день, ищет смысл жизни. Проявляется это по-разному: некоторые постоянно куда-то спешат, хотят все знать и выучить, у них постоянно нет времени. Другие же, напротив, ведут размеренный образ жизни, занимаясь любимым делом и увлекаясь психологией. Но всех объединяет одно — любовь к философии.