Чтобы разводов стало меньше, а детей в семьях – больше. Примерно так выглядит золотая мечта краевого Совета отцов, руководит которым с недавнего времени депутат Барнаульской городской Думы Сергей Струченко.
– Сергей Викторович, почему, как вы думаете, именно вам была предложена эта хлопотная должность?
– Тема эта новая для меня, но близкая, интересная. Я ведь и сам многодетный папа, помимо того, что депутат, публичный человек. Возможно, все эти факторы сыграли. Как отделение Всероссийского общественного движения «Отцы России», мы работаем под эгидой Министерства социальной защиты, сотрудничаем с Краевым кризисным центром для мужчин и региональным Союзом женщин. Изучаем опыт федерального Совета отцов и регионов, делимся своим. И программы государственной поддержки многодетных семей стараемся подкрепить мерами, принятыми на местном уровне. Главным же для себя считаем возрождение высокого социального статуса отца, без которого не может быть полноценного семейного воспитания. Увы, за десятилетия так называемой свободы мы успели «обменять» на либеральную идею чайлдфри (отказа от деторождения) исконный российский жизненный уклад, когда ребятишки росли в полных семьях, девочек воспитывали как будущих жен и матерей, а мальчиков – как мужей и отцов, отвечающих за свой род. Собрать по крупицам и вернуть людям едва не утраченные нравственные ценности – вот наша задача.
– Не сизифов ли это труд? Статистика разводов удручает, а суды, если семья развалилась, обычно оставляют детей мамам, а не папам… Что тут могут сделать отцы?
– Перемены к лучшему происходят не сами по себе, конечно, а благодаря усилиям здравой части общества и вновь взятому страной курсу на идеологию семейной многодетной России с выходом в 2022 году Указа президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Мы же приложим все свои отцовские силы, чтобы способствовать реализации в регионе такой государственной политики.
А ситуации ведь разные бывают. У нас много примеров из практики, когда матери уходят из семей либо, к сожалению, умирают. И отцы достойно воспитывают своих детей. Их поддержка – одно из направлений деятельности Совета отцов. Есть программа «Ты не один» благотворительного фонда «Истоки». Люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут рассчитывать на его помощь. Совсем недавно мы работали с одной из таких семей. Папа – инвалид, один растит дочерей-школьниц. Совместно с фондом мы помогли ему собрать девочек в школу, оплатили все необходимое: от канцелярии до осенней и зимней одежды для них.
– Много ли у нас в крае отцов-одиночек?
– Статистики как таковой нет просто потому, что не всякий мужчина готов открыто говорить о своих проблемах. Мы работаем по заявлениям обратившихся. А находить адресатов помогают депутатская практика и активисты совета. Например, Сергей Онегов-Верещинский, у которого пять ребятишек, знает многих таких пап. А когда мы приезжаем в семью, чтобы поздравить, к примеру, с Новым годом, сложно не «просканировать» уровень достатка по мебели, бытовой технике, детской одежде. И если положение сложное, немедленно вникаем сами, подключаем органы соцзащиты. Обратиться в Совет отцов может одинокий папа, если доход в семье не превышает 17 тысяч рублей на человека в месяц.
– Многие отцы семейств ушли на СВО контрактниками, добровольцами, мобилизованными. Не стали ли их дети беспризорниками?
– Ни в коей мере. Воины на связи с семьями, они бывают в отпусках. Их сыновья и дочери, осознав серьезность ситуации, приняли важность миссии, которую несут сейчас на передовой их отцы. Да, мы говорили с ребятами, потрясла взрослость их суждений. Но тема эта комплексная, ведь каждая семья участников СВО находится под опекой власти, соцзащиты, психологов, фондов и общественных организаций, волонтеров. А на селе вообще все друг друга знают, там невозможно остаться незамеченным. С радостью назову лидеров отцовского движения края. Это Сергей Недосейкин и его мужской клуб «Уклад» из Косихинского района, Николай Кляйн из Рубцовска, Совет отцов из Бийска. Они и в семьях военнослужащих свои люди, и к сбору-отправке гуманитарных грузов «за ленточку» всегда причастны. Как причастен весь наш народ – он сейчас един, каким давно уже не был.
– Это тот самый перелом общественного сознания, о котором вы говорите?
– Посмотрите, проснулись политические и общественные силы, движение «Народный фронт». Повысился рейтинг доверия к власти, и все больше переходит в плоскость патернализма государственная политика. Старшее поколение, которое помнит еще времена СССР, говорит: «Наконец-то мы снова под защитой государства». Чувствуется это и по возвращению патриотического воспитания в школы, где сейчас проходят «Разговоры о важном», и по растущим объемам поддержки семей, не только государственной. На местном уровне это бесплатный проезд в муниципальном транспорте, школьное питание, посещение театров. Такие меры не идут в расчет при определении нуждаемости и назначении пособий, не монетизированы, но позволяют удовлетворить целый ряд потребностей семей.
– Вы коснулись курса «Разговоры о важном», введенного в программу школ недавно. Интересовались ли, кто и как его преподает? А если это все та же среднестатистическая мама-одиночка, вынужденная работать на две ставки, уставшая и потому несчастная?
– При формализованном «лишь бы урок отвести» подходе к этой тонкой сфере мы ожидаемого результата не получим. Мой предшественник Юрий Геннадьевич Абдуллаев, ныне заместитель председателя Правительства Алтайского края, курирует, в частности, вопросы образования. Вместе мы продумываем перспективные планы работы Совета отцов. Обсуждали тему сохранения семьи и повышения рождаемости с министром социальной защиты края Натальей Владимировной Оськиной. Да, и они согласны с тем, что необходим психологический перелом в сознании общества. Это значит, мы будем говорить и со школьниками. Подростки, кстати, как губки, впитывают беседы о семье, о любви к ближнему своему. Знаю это, потому что мы общаемся с юношами и девушками, делимся с ними своими идеями, рассказываем о работе Совета отцов.
– А часто ли в школах бываете?
– Недавно провели урок «Разговоры о важном» в барнаульской школе № 81, там создается военно-патриотический клуб «Гранит», мы подарили ребятам пневматические винтовки для тира. Вспомните наше детство – стрелять, собирать-разбирать автомат Калашникова умели все школьники страны.
– Согласны ли вы с тем, что счастливые семьи создаются счастливыми людьми?
– В принципе, да. Другой вопрос, что в понятие счастья каждый из нас вкладывает свои смыслы. Оно слишком объемно. Одни связывают с ним уровень доходов, другие – воспитания и образованности. Надо всех слышать. Помните, Валентина Ивановна Матвиенко предложила создать Министерство счастья? Это лишь отчасти шутка. Благополучие семьи следует рассматривать не только в денежном выражении. Реализован ли потенциал личности? Насколько человек продвинулся по своей индивидуальной пирамиде потребностей? На мой взгляд, чем выше, тем он счастливее.
К слову, собираясь Советом отцов в Краевом кризисном центре для мужчин, мы часто думаем, что надо уходить от негативных характеристик. И регион наш – не депрессивный, и центр – не кризисный. Ведь это место, где есть все, чтобы человек был счастлив. Где можно решить свои проблемы, избавиться от плохих мыслей. Даже если ему не помогли здесь и сейчас, но выслушали, поддержали, дали понять, что он не один. Казалось бы, мелочи, но именно они перенастраивают наше сознание. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».
Источник: www.ap22.ru